Правила безопасного поведения на дороге

 

НАПОМИНАЕМ, что в Беларуси ПДД ввели ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ использование у пешеходов световозвращающих элементов (фликеров) в тёмное время суток на неосвещённом участке дороги

Правила дорожного движения, в частности пункт 17.1, гласит: «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

    Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».

   Фликер фликером, а соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным на дороге необходимо постоянно.

   Знайте: чтобы водитель в темное время суток вас заметил, необходимо двигаться навстречу движущемуся транспорту. Если видите, что приближается машина, сделайте шаг в сторону, к обочине, пропуская ее.

   Лучшими считаются фликеры белого или лимонного цветов, так как они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.
   А вот оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего — это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.

   И, конечно, чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Поэтому, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Жители сельской местности или велосипедисты в идеале должны быть жилете со световозвращающими полосами.


Подробно об использовании светоотражающих элементов

Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число – это наезды автотранспорта на пешеходов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека.

Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного  потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 – 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию.

Учитывая вышесказанное, правомерно сделать вывод, что ситуацию со смертностью пешеходов можно значительно улучшить, если сделать пешеходов заметными на дороге круглые сутки. Именно поэтому в Правилах дорожного движения (пункт 17.1), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 551, закреплена норма обязательного использования световозвращающих элементов в темное время суток при движении по краю проезжей части, а так же рекомендовано – при пересечении проезжей части вне установленных мест.

Современные технологии световозвращающих материалов, из которых изготавливаются элементы для обозначения в темноте пешеходов, помогают решать проблему.

Принцип действия световозвращающих элементов:

ПринципВечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25- 40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %).

 Справка: тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80- 90 км/ч, составляет 35- 40 м

Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как  на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха. На рынке в ассортименте товаров представлены: фликеры (подвески, наклейки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.

ФЛИКЕРЫ

Что они собой представляют?

Это комбинированные микропризматические световозвращатели (светоотражение – более 80 %) в виде значков, подвесок, термонаклеек на одежду и наклеек на металл. Фликеры изготавливаются по специальной технологии из мягкого пластика ярких цветов, эти привлекательные на вид изделия крепятся на одежду, сумки или рюкзачки с помощью булавки или шнурка, входящего в комплект. А термонаклейки легко крепятся на ткань с помощью утюга.

ТЕСЬМА

ТесьмаПредставляет собой цветную тканую ленту, в которую вплетены световозвращающие нити, различных  ширин. Ткань серебристо-серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз с высокой световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой, нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопково-полиэфирную текстильную основу. Тесьма применяется для отделки спортивной, рабочей, детской одежды, страховочных поясов, рюкзаков, сумок, обуви и т.д.

НАРУКАВНЫЕ  ПОВЯЗКИ

ЛентаПредставляют собой цветную тканую ленту с нанесенной на неё термоспособом световозвращающей полосой. То, что световозвращающие ленты – не украшение рабочего костюма, а средство защиты, знают сегодня многие. А ведь совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад, в нашей стране рабочая одежда отделывалась деталями из серебристой ткани, выполнявшей лишь декоративную функцию. В настоящее время  детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет серебристо-серый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого источника света становится ярко-белым.

СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОЛЖНЫ РАСПОЛАГАТЬСЯ:

  • ИспользованиеПодвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра.
  • Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию.  Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также  на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
  • Значки могут располагаться на одежде в любом месте.
  • Сумочку, портфель или рюкзак лучше нужно в правой руке, а не за спиной.
  • Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами.
  • Наиболее надежный вариант для родителей – нанести на одежду световозвращающие термоапликации и наклейки.
  • В городе при пересечении проезжей части в темноте рекомендуется иметь световозвращатели справа и слева.

ЭКСПЕРИМЕНТ ГАИ

В Беларуси слово «фликер» уже прочно вошло в лексикон, хотя ещё три-четыре года назад его практически никто не знал. Если раньше данное изделие можно было приобрести лишь в нескольких торговых точках, то сегодня кто только не выпускает светоотражатели и не занимается их реализацией. В связи с чем возникли проблемы с качеством изделий: характеристики по световозвращению – неудовлетворительные. Множество из них, особенно для детей, выполнены в виде симпатичных зверюшек, смайликов, машинок. Но насколько они соответствуют стандартам обывателю  ответить сложно. В прошлом году Госавтоинспекцией уже проводились эксперименты по изучению дальности, с которой в свете фар автомобиля виден световозвращающий элемент. Тогда аутсайдерами оказались фирмы «Опус» и «Альграфияпресс».  На сегодняшний день, в виду возросшего спроса на подобные изделия, количество недоброкачественной продукции, к сожалению, значительно увеличилось. Специалисты в данной области знают, что по коэффициенту световозвращения, европейскому стандарту EN 13356 и национальному СТБ ЕН 13356 соответствуют изделия из световозвращающих материалов только бело-серого и ярко-лимонного цветов, да и то не всех производителей. Таким образом становится очевидно, что многочисленные разноцветные штучки могут быть чем угодно (брелоками, элементам украшения), но только не фликерами, предназначенными для надёжной защиты пешехода в тёмное время суток.

Примером того служит эксперимент, проведенный этим летом столичной Госавтоинспекцией. Они выяснили, что световозвращатель в виде котика зелёного цвета виден в ближнем свете фар легкового автомобиля всего с 80 метров, а этого недостаточно, чтобы водитель мог среагировать, ведь за городом при скорости 90 км/ч такое расстояние он преодолеет всего за три секунды.

С 1 сентября 2008 года проблема изготовления и реализации недоброкачественных световозвращающих изделий решена введением обязательной сертификации. Это нововведение также коснулось и производителей верхней одежды и обуви. То есть, световозвращающие материалы, используемые в производстве одежды, должны иметь сертификаты соответствия.

Подведём итог выше сказанного несколькими советами:

  • Световозвращатель должен быть бело-серого либо ярко-лимонного цвета, чтобы соответствовать требованиям стандартов;
  • Нанесённые на фликер рисунки и надписи закрывают часть световозвращающего материала, снижая его эффективность. Поэтому лучше приобретать фликер без каких-либо изображений;
  • Площадь световозвращающего изделия должна составлять не менее 15 квадратных сантиметров на каждую сторону;

На сегодняшний день, в приобретении светоотражающих элементов нет никакой проблемы даже для жителей районов и сельской местности, например, в отделении связи «Белпочта», киосках «Белсоюзпечати», сельских магазинах. В Витебске представлен весьма широкий ассортимент светоотражающих изделий, приобрести которые можно в крупных торговых центрах, таких как «Омега», «Ольга», «Универмаг», «Эвиком», сети магазинов ОАО «Веста», в книжных магазинах, магазине «Лента».  Средняя цена – от 1500 до 4500 тысяч. Также в магазинах СООО «Белвест» можно приобрести зимнюю спортивную мужскую обувь со светоотражающими элементами, в магазине «Свитанок» и павильоне «Белль Бимбо» в ТЦ «Эвиком» – детскую одежду.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РБ, за нарушение пешеходами Правил дорожного движения, в частности, при движении по краю проезжей части в темное время суток, без светоотражателя, предусмотрено предупреждение либо штраф от 0,1 до 0,5 б.в., за те же нарушения в состоянии алкогольного опьянения – от 1 до 3 б.в., за нарушение ПДД пешеходами, повлекшие ДТП (а также оставление места ДТП с их участием), – штраф от 4 до 20 б.в..

УВАЖАЕМЫЕ ПЕШЕХОДЫ!

При привлечении Вас к административной ответственности за нарушение установленных Правил (в том числе и за отсутствие светоотражающего элемента) и возможности оплатить штраф на месте инспектор ГАИ обязан выдать Вам на руки квитанцию об оплате и копию постановления, где будет указаны дата, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статья КоАП РБ, предусматривающая административную ответственность, а также сведения об инспекторе. Если же вы не согласны с нарушением, не хотите или не имеете возможности оплатить штраф на месте, на Вас будет составлен административный протокол, где будет описана суть нарушения. В данной ситуации возможно 2 варианта решения проблемы:

  • 1-й вариант: Инспектор в любом случае, даже при Вашем несогласии, имеет право вынести постановление на месте. Тогда Вы обязаны в 30-тидневный срок оплатить сумму штрафа, указанную в копии постановления, выданного Вам на руки (также на руках у Вас будет копия протокола).
  • 2-й вариант: Инспектор составит протокол и назначит день, время и место, куда Вам следует явиться на комиссию по рассмотрению административных протоколов, где и будет принято решение. В таком случае на руках у Вас будет копия протокола.

Кроме сотрудника ГАИ привлечь пешехода к административной ответственности может участковый инспектор милиции. В таком случае, согласны Вы или нет, действия милиционера следующие: участковый инспектор составляет административный протокол, где указывает дату, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статью КоАП РБ, предусматривающую административную ответственность, сведения о себе (звание, Ф.И.О.), также в протоколе указывается дата, время и место, куда Вам необходимо явиться для вынесения решения. На месте выносить решение, а тем более взимать штраф, участковый инспектор не имеет права. Если с Вас берут штраф, то при этом обязательно выдаётся квитанция.

В любом из выше указанных случаев Вы имеете право на обжалование решения в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ОСНАЩЕНИЯ ГУЖЕВОЙ ПОВОЗКИ СВЕТООТРАЖАЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Но не только пешеход не виден в темное время. Не стоит забывать и о  необходимости  оборудования световозвращающими элементами велосипедов и гужевых повозок.

Гужевые коляскиПункт 159 ПДД  гласит: «при движении по дороге в темное время суток и (или) при недостаточной видимости на гужевом транспортном средстве спереди должен быть включен фонарь, излучающий белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет».

Несмотря на небольшую цену специальных элементов, используемых для  оборудования велосипедов, гужевых повозок, не каждый хозяин заботится о должном оснащении своего транспорта, пытаясь сэкономить копейку. В конечном итоге такая экономия может обернуться трагедией.


Правила безопасного поведения на дороге

1.1.    Общие правила поведения участников дорожного движения

 Участники дорожного движения (водитель,  пешеход  и пассажир) обязаны:

—знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

—помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств.

Участникам дорожного движения запрещается:

—повреждать или загрязнять покрытие дорог;

—снимать,  загораживать,  повреждать,  самовольно уста­навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;

—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.

1.2.    Безопасность пешехода на дороге

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велоси­педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до­роги.

Вне населенных пунктов при движении по краю проез­жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс­портным средствам.

В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.

При следовании по улице пешеход должен стараться об­ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

1.3.   Движение пешехода по улице в сильный гололед

Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что­бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион­ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, что­бы не спешить в пути.

При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.

 При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

1.4. Переход проезжей части дороги

Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход­ным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный.  При  их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, для перехода про­езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули­ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све­тофора.

При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо­дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу­дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли­зости нет машин.

 Нельзя выбегать на дорогу.

Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све­тофора необходимо осмотреться.

Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед­ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.

Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­портного средства или другого препятствия, ограничивающе­го видимость проезжей части дороги, не убедившись   в отсут­ствии приближающихся транспортных средств.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос­тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про­тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер­жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

1.5.    Безопасность пассажира

Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру­гим пассажирам.

При посадке в трамвай, если трамвайные пути располо­жены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть до­роги,  необходимо посмотреть  в обе стороны и,  убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.

Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра­тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто­ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе­циальное устройство.

Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.

Передвигаться по салону в общественном транспорте ре­комендуется только при его полной остановке.

1.6.     Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,потребовать остановить транспорт и открыть двери.

При  заблокировании  дверей для  эвакуации  из  салона транспортного средства использовать аварийные люки в кры­ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож­но выбить стекла ногами).

При эвакуации не допускать паники и выполнять указа­ния водителя.

В любом транспортном средстве имеются материалы, ко­торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо­димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.

Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав­шим.

1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз­решается лицам не моложе    14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.

Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней  правой  проезжей части дороги  в один  ряд  как можно правее.

Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

—ездить не держась за руль;

перевозить   пассажиров,   кроме  ребенка  в   возрасте  до7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

—перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

—двигаться по проезжей части дороги при наличии ря­дом велосипедной дорожки.

Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол­нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею­щих трамвайного движения.

1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко­вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за­вода-изготовителя.

При движении на дорогах в темное время суток велоси­педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо­рами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или  световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — све­товозвращателем оранжевого или красного цвета.