Школа Активного Гражданина

Единый день информирования для обучающихся

под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»

в ГУО «Коссовская средняя школа»

  В 2020/2021 учебном году в государственном учреждении образования «Коссовская средняя школа» каждый четвертый четверг месяца организовано проведение Единого дня информирования для учащихся  8 - 11 классов под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».

Для реализации целей информирования учащихся 8 - 11 классов о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь в школе создана информационно-пропагандистская группа. Информационно-пропагандистская группа организует работу, направленную на решение основной задачи проведения ЕДИ для учащихся – развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

На сайте школы размещается информация об особенностях проведения единого дня информирования для учащихся. При подготовке мероприятий используются методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся, размещенных на Национальном образовательном портале http://adu.by.

В течение учебного года планируется осуществить девять тематических ШАГов, каждый из которых предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

 

ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ «ШКОЛЫ АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА»

В 2020/2021 УЧЕБНОМ ГОДУ

Дата проведения

Тема единого дня информирования

24.09.2020

«Моя Беларусь: независимость, суверенитет, справедливость»

22.10.2020

«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка»

26.11.2020

«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»   

17.12.2020

Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины») Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины») Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)

28.01.2021

«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»

25.02.2021

Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь) Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность»

25.03.2021

«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь)

22.04.2021

«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции)

20.05.2021

Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года» Вариант 2. «Помнить ради будущего» Дополнительно: «Беларусь ‑ спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 7 ‑ 23 мая)

 В помощь учителю

В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ЕДИНОГО ДНЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА»

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для обучающихся учреждений образования

 

О проведении информационных и классных часов

 

Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)

 

Методические рекомендации по организации и проведению

информационного часа в учреждениях образования

 

Технология «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ»

В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII классов.

С рекомендациями по реализации образовательного проекта «ШАГ» можно ознакомиться здесь.


 

 ШАГ 1

24 сентября 2020г.

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

 


 ШАГ 2

22 октября 2020г.

Тема: «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН»

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся учреждения образования

Мультимедийная презентация

Информационные материалы


 ШАГ 3

26 ноября 2020г.

Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования

Мультимедийная презентация

Информационные материалы


 ШАГ 3

17 декабря 2020г.

Тема:

Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины»)

Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси»)

 

 ШАГ 4

28 января 2021г.

Тема: «Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь»

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования

Мультимедийная презентация

Информационные материалы

 ШАГ 5

25 февраля 2021г.

Тема: «В единстве народа – сила независимого государства»

Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для учащихся учреждений образования.  

Мультимедийная презентация. 

Информационные материалы.

 

 ШАГ 6

25 марта 2021г.

Тема: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России)

 
 
 

 ШАГ 7 

8 апреля 2021г.

Тема: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта "ШАГ" здесь

Мультимедийная презентация здесь

Информационные материалы здесь


Из опыта реализации проекта

«ШАГ» – «Школа Активного Гражданина»

 

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность» 24.09.2020 г.

Единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – в текущем месяце прошел 24 сентября.

Тема единого дня информирования 24 сентября 2020 года: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

Ответственные за проведение мероприятия: учитель иностранного языка Гельмер А. В. (VIII класс), учитель математики Проничкина А. В. (IX класс), учитель русского языка Левошеня А. А. (X класс), учитель трудового  Дылько В. Н.  (XI класс).

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Блок «Активный – значит ответственный»

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность. Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.

Вопросы для обсуждения: 

Как Вы думаете, почему государство, в котором у всех будут только права, не сможет существовать? Аргументируйте свой ответ. 

Как Вы думаете, зачем обществу нужны и правовые и моральные нормы?

Почему правовые нормы не должны вытеснять моральные нормы? 

Что заставляет людей соблюдать моральные нормы?

Приведите ситуации, когда совесть побудила Вас совершить какой-либо поступок; запретила Вам совершать какие-либо действия; контролировала Ваши действия; призывала Вас изменить поведение. 

Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый- человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Что такое обязанности? Какие обязанности у Вас как у учащихся? Где перечислены Ваши обязанности как учащихся? В фокусе обсуждения: единство прав и обязанностей, уважение к законам государства, мораль, право, нравственность, совесть, правовой статус.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Блок «Учимся понимать друг друга» Школа – это целый мир, своеобразная модель социума. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования школьных конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет разрешать споры более безопасным для себя и окружающих способом; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

Вопросы для обсуждения: 

Как Вы думаете, чем опасны конфликтные ситуации?

Знаете ли вы о возможных правовых последствиях неконструктивно разрешенных конфликтов? 

Что в вашем понимании «ответственное поведение в конфликтной ситуации»? 

Возможно ли полностью избежать возникновения конфликтных ситуаций? 

Что необходимо предпринять для благоприятного исхода-ситуаций? Аргументируйте свой ответ.

Что бы вы включили в Правила конструктивного общения и поведения? 

Зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).

Как Вы считаете, нужна ли в школе служба медиации? 

Могут ли учащиеся входить в состав школьной службы- медиации? Что может дать учащимся такой опыт?

В фокусе обсуждения: школьная служба медиации, лидерские качества, самоуважение, школьное самоуправление, сотрудничество, умение договариваться, ведение переговоров, взаимопонимание, уважение права каждого на собственное мнений, коммуникативные навыки, бесконфликтная школьная среда. В ходе реализации

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора? По информации директора Национального центра правовой информации Андрея Мательского в 2020 году запущена новая версия Детского правового сайта, на котором стартовал просветительский проект «Детская правовая библиотека», направленный на доступное восприятие детьми норм белорусского законодательства (https://mir.pravo.by/news/essential/ntspi-pozdravlyaet-s-dnem-znaniy/). В целях поддержания стремления подрастающего поколения к правовым знаниям можно предложить учащимся присоединиться к инициативам НЦПИ – стать активными пользователями Детского правового сайта (https://mir.pravo.by/) В рамках данного этапа можно обсудить участие учащихся в разработке мини-проекта «Активный – значит ответственный. Правовая культура личности».

свернуть

Тема: «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН» 22.10.2020

22 октября 2020 года в нашей школе прошел единый  день информирования «ШАГ» для учащихся VIII – XI  классов на тему « ООН – 75лет: история деятельности, основные достижения и инициативы РБ в составе ООН».

Во время встречи учащимся был продемонстрирован документальный фильм, из которого они узнали о том, когда и с какой целью была создана ООН. Также старшеклассники познакомились с историей создания этой организации и принципами её деятельности в современных условиях.

В ходе обсуждения полученной информации ребята пришли к выводу,  что ООН – структура, которая играет ключевую роль в решении глобальных мировых проблем, что деятельность системы ООН направлена на содействие уважению прав человека, на сокращение масштабов нищеты, на борьбу с болезнями и на охрану окружающей среды.

Также учащиеся узнали, что наша страна  уже в первые годы своего суверенитета приняла активное участие в работе ряда крупнейших международных форумом, проводившихся под эгидой ООН, что и по настоящее время она является одним из активных её членов.

Стоит отметить, что особый интерес проявили учащиеся к информационному блоку, посвященному участию молодежи в республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов « Кто, если не мы!».

На заключительном этапе дискуссии «Мы действуем» были подведены итоги мероприятия. Ребята подтвердили, что тема сегодняшней встречи актуальна для них.

 

свернуть

Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность» 26.11.2020г.

26.11.2020 в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» в нашей школе прошел открытый диалог по теме «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».

Учащиеся 8-11 классов в ходе беседы затрагивали вопросы о том, откуда люди черпают информацию, как ею распоряжаются. Ребята вспомнили нормы и правила сетевого этикета, поговорили об ответственности за нарушение этих норм, обратили внимание на безопасность в использовании банковских карточек, ознакомились с презентацией "Безопасность в сети" поучаствовали в викторине по правилам сетевого этикета, получили рекомендации по правилам безопасного поведения в социальных сетях. В рамках ШАГа состоялась встреча учащихся 11-х классов с начальником отделения по ИР и КО ИУ "ИК - 5"г.Ивацевичи Демковичем Валерием Николаевичем. Ребята имели возможность задать интересующие их вопросы гостю.

Учащиеся 5-7 классов впервые приняли участие в проекте “Школа Активного Гражданина” – открытый микрофон “Наша школа 10 лет спустя”.
Дети поучаствовали в познавательном путешествии в прошлое. Они получили интересные сведения о том, какой была школа задолго до того, как они переступили её порог. Ребята вспомнили свой первый класс, просмотрели фотографии того времени. А затем включили фантазию и попытались представить себе, какой замечательной и успешной будет наша школа и её выпускники 10 лет спустя. Поживём, увидим… Ребята поделились своим видением нашей школы через 10 лет.

Ребята 5-7 классов получили творческое задание: подготовить проект “Наша школа 10 лет спустя”, оформить и презентовать его к следующему классному часу.

свернуть

Тема: «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» 17.12.2020г.

17 декабря в рамках проекта «Школа Активного Гражданина» по теме «Я родным краем ганаруся і ведаю – я не адзін» учащиеся 8-11 классов познакомились с достижениями суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни и обсудили вопросы: Что такое Родина? Что означает это понятие для каждого человека? Почему для человека важно чувствовать свою сопричастность с Родиной? Создание каких промышленных и социальных объектов, подтверждает, что «Беларусь – страна для народа»?  Почему обретение суверенитета и независимости является важнейшим достижением для нашей страны?

Учащиеся рассмотрели вопросы: достижения малой родины в различных сферах жизни, перспективы развития, гражданская активность молодежи, забота о ветеранах и престарелых людях; результаты участия в акциях ОО «БРСМ»: «Доброе сердце», «Спасибо за Победу!», «Цветы Великой Победы», «Беларусь помнит» и др.

Школьники ответили на вопросы: «Какие социальные роли я выполняю и что могу сделать для своего родного края?», «Как может один человек или группа энтузиастов решить глобальную проблему окружающей среды?». Обсудили смысл народной пословицы: «Где родился, там и пригодился».

«Школа Активного Гражданина»: обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»

Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом с ним становился лучше.

В фокусе обсуждения учащихся 5-7 классов по теме «Я и Малая родина» было значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей деятельности для процветания и развития малой родины, чувство ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и духовное наследие.

свернуть

Тема: «Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь» 28.01.2021г.

   28 января в школе прошел единый день информирования «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-11 классов на тему «Белорусская наука: в ногу со временем». Он был проведён по следующим информационным блокам: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства», «Развитие науки – важное условие достижения Целей устойчивого развития», «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать». Во время встречи ребята узнали о последних достижениях белорусской науки и перспективных направлениях развития экономики страны. Ребята рассуждали о том, какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия. В ходе разговора учащиеся обсудили возможности участия молодёжи в республиканском молодёжном проекте БРСМ «100 идей для Беларуси» и познакомились с самыми интересными проектами прошлого года. Разговор получился интересным и познавательным.

В рамках проекта "ШАГ" для учащихся 5-7 классов прошли информационные часы на тему «Закон суров, но это – закон». Учащиеся вместе с классными руководителями обсудили такие понятия как право закон, мораль, законность. В фокусе обсуждения также были правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственно-правовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и ответственность детей согласно законодательству Республики Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление», «правонарушение», представление о последствиях противоправных деяний, чувство ответственности за свои поступки.

свернуть

Тема: «В единстве народа – сила независимого государства» 25.02.2021г.

    25 февраля в школе прошёл информационный час под девизом ШАГ по теме «В единстве народа – сила независимого государства». Ребята познакомились с содержанием информационных блоков «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси», «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее», «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь)». Ведущий отметил, что на VI Всебелорусском народном собрании была делегация Ивацевичского района, в числе которых наш учитель Кононович Ольга Святославовна. В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подвёл итоги. Ребята обсудили мероприятия, запланированные в Год народного единства: республиканский апрельский субботник, чтобы активнее знакомить молодежь с достижениями нашей страны, планируется создание специального телеграм-канала и информационного интернет-ресурса «Народное согласие». Планируется проводить диалоговые площадки, лектории, круглые столы и открытые диалоги, участие в следующих мероприятиях: республиканская народно-патриотической акция «Мы – вместе!» под девизом «Мы – объединяем!»; всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства»; автомотовелопробег и многие другие.

 

свернуть

Тема: «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России) 25.03.2021г.

25 марта в школе в рамках проекта «Школа активного гражданина» прошел информационный час на тему «Беларусь и Россия: история становления и развития Союзного государства» (ко Дню единения народов Беларуси и России). 

 Разговор состоял из двух информационных блоков:

«Единение народов Беларуси и России: события, факты»;

«Будущее Союзного государства – в руках молодежи и для молодежи»

 Учащиеся  старших классов получили возможность напрямую пообщаться с делегатом Всебелорусского народного собрания от Ивацевичского района  – Ольгой Святославовной Кононович, обсудить молодежную политику Союзного государства, исторические и культурные связи России и Беларуси и укрепление отношений между братскими народами.

В фокусе обсуждения: Союзное государство, исторические и культурные связи России и Беларуси, мирное и демократическое развитие, уважение традиций народов, сотрудничество, сотворчество, взаимоуважение, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, повышение уровня жизни, укрепление отношений, братство, дружба, сотрудничество.

Как подчеркнула в ходе беседы Ольга Святославовна Кононович: «Молодежь Беларуси и России играет особую роль в процессе интеграции наших стран. Молодые люди в полной мере проявляют готовность стать проводником идей союзной интеграции, принять эстафету у старшего поколения. За прошедшее десятилетие реализовано немало совместных культурных, просветительских и исследовательских проектов, налажено активное сотрудничество между молодежными общественными объединениями Беларуси и России, а также заложены основы формирования общего культурного и образовательного пространства двух стран».

 

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ребята делились своим мнением о том, насколько актуальна сегодняшняя тема разговора, в каких совместных белорусско-российских образовательных, культурных, спортивных, исследовательских или иных молодёжных проектах ребята хотели бы поучаствовать и готовы ли выступить с инициативой в области сотрудничества нашей школы со школами Российской Федерации.

 

Для учащихся 5-7 классов был проведён ШАГ по теме «У природы есть друзья – ты и я».

В ходе мероприятия ребята получили представление об экологической ответственности и безопасности, осознали ценность и уязвимость природы. Обсудили возможные пути ее сохранения и защиты. Также ребятами была разработана памятка «Правила друзей природы».

 

свернуть

Тема: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений» 08.04.2021г.

8 апреля 2021 для учащихся VIII – XI классов состоялся единый день информирования ШАГ. Тема: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»

Актуальность темы духовно-нравственного развития молодежи на современном этапе очевидна. Сейчас, когда материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

На 1 этапе учащиеся были ознакомлены с содержанием информационного блока: «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений».

Ребята пришли к выводу, что гражданственность и патриотизм, соблюдение законов и уважение прав являются важнейшими нравственными качествами человека, в которых выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, их истории и культуре.

Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие – вот характерные черты белорусов. Эти особенности ценностных ориентаций поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям.

В ходе реализации ШАГ 2, ученики школы активно обсуждали такие вопросы как:

Духовность, нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. Что для вас означают эти понятия?

Достижения в каких сферах деятельности отмечаются присуждением премии «За духовное возрождение»?

Какими высокими государственными наградами за личный вклад в духовное возрождение белорусского народа отмечена подвижническая просветительская деятельность почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета?

Какие нравственные нормы поведения являются для вас основополагающими в вашей жизни? Почему?

В фокусе обсуждения были: духовно-нравственное развитие молодежи, духовные и нравственные ценности, национальные культурные ценности, человечность, гуманность, добропорядочность, совестливость, ответственность, честность, бережное сохранение и развитие культурно-исторического наследия, гражданственность, патриотизм, толерантность, терпимость, любовь к Родине, христианские принципы, справедливость, трудолюбие, миролюбие.

В процессе реализации ШАГ 3 учащиеся с педагогами разработали волонтерскую программу, которая позволит каждому ученику обрести свой духовный и нравственный стержень, который поможет ему по жизни принимать верные решения по фундаментальным вопросам: что есть добро и зло, совесть и честь, свобода и ответственность.

свернуть