Всё об организации питания

Нормативно-правовые документы

 Скачать

Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 40

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 апреля 2013 г. № 317 О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 июля 2014 г. № 703 Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2001 г. № 584 "О мерах по улучшению организации питания детей и учащейся молодёжи в учреждениях образования и социальной защиты республики"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 июня 2013 г. № 569 О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» 

Санитарные нормы и правила «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь» 

СанПиН 1.1.8-24-2003 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183

СанПиН «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, РЕАЛИЗАЦИИ, ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И (ИЛИ) ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» от 30 марта 2012 г. № 32

СанПиН «Требования к продовольственному сырью и пищевым продуктам», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья и пищевых продуктов» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 52

Инструкция 2.3.1.10-15-26-2006 «ПРОВЕДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ С-ВИТАМИНИЗАЦИИ РАЦИОНОВ ПИТАНИЯ, утверждённая постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 октября 2006 г. № 132

ИНСТРУКЦИЯ о порядке проведения бракеража блюд и изделий в торговых объектах общественногопитания, утверждённая постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 12 сентября 2008 г. № 36

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 февраля 2005 г. № 177 Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования 

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206

СанПиН "Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью" и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 176"

Рекомендации по контролю за организацией питания обучающихся в учреждениях образования в 2017/2018 учебном году

Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 февраля 2011 г. № 142

О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации питания детей в учреждениях образования

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                       9 декабря 2003 г. 64

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

КОМПЛЕКС МЕР по повышению качества питания учащихся, охвата горячим питанием учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, на 2015-2018 годы

 

 

свернуть

Локальные документы

Документация пищеблока

ДОКУМЕНТАЦИЯ

  1. Бракеражный журнал
  2. Журнал «Здоровье»
  3. Журнал санитарного состояния пищеблока
  4. Журнал ежедневного контроля за состоянием охраны труда на пищеблоке
  5. Журнал учета работы сторонних организаций на пищеблоке
  6. Журнал термической обработки блюд.
  7. Журнал контроля температурного режима холодильного оборудования
  8. Журнал температурно-влажностного режима в складском помещении
  9. Журнал температурно-влажностного режима в овощехранилище
  10. Журнал поступления товаров на пищеблок
  11. Журнал учета скоропортящихся продуктов
  12. Меню-требование
  13. Ежедневное меню

 

 

 

свернуть

Документы о дежурстве по столовой

Посмотреть

  • Карта дежурных по столовой
  • Карта контроля организации мытья рук учащимися перед приемом пищи
  • Положение о дежурстве по столовой

 

свернуть

Положение о дежурстве по столовой

  1. Общие положения

1.1.   Ответственными за дежурство по  столовой являются:

дежурный администратор,

дежурный учитель,

дежурный классный руководитель

старший дежурный (выбирается из числа учащихся дежурного класса).

1.2. Дежурство осуществляется учащимися 8-11 классов совместно с классным руководителем, дежурным учителем, дежурным администратором согласно утверждённым графикам дежурства.

В четвёртой четверти 11 класс освобождается от дежурства.

1.3.   Срок дежурства - со вторника по понедельник, в понедельник – передача дежурства (после уроков).

Обязанности учащихся дежурного класса

  • Дежурство по столовой организовывают учащиеся дежурного класса по школе под руководством классного руководителя в соответствии с графиком дежурства.
  • Дежурный класс (4 учащихся) за 10 минут до окончания урока приступает к работе в столовой:
  • Проводит оценку санитарного состояния обеденного зала (проведение учащимися 2-11 классов уборки столовых принадлежностей и посуды после каждого приема пищи). Убирает столовые принадлежности и посуду в случае отсутствия своевременного контроля.
  • Сервирует столы для учащихся начальных классов.
  • Придерживается правил личной гигиены (наличие чистой одежды, головных уборов, полностью покрывающих волосы, коротко остриженные ногти на руках. Мытьё рук перед раздачей пищи обязательно!)
  • Обеспечивает соблюдение норм этики (не толкаться, разговаривать тихо, убирать за собой посуду)
  • Следит за тем, чтобы после еды каждый ученик убирал свою посуду на отдельный стол.
  • Оказывает помощь работникам столовой и младшим школьникам.
  • Не допускает выхода учащихся из столовой с продуктами питания.
  • Заполняет карту дежурных
  • Заполняет карту контроля за организацией мытья рук перед приемом пищи
  • . Права учащихся дежурного класса
  • . Дежурный имеет право в тактичной и вежливой форме сделать замечание учащемуся, нарушающему порядок, чистоту или сохранность школьного имущества.
  • . Дежурный имеет право требовать выполнения его замечания нарушителем.
  • .  Дежурный имеет право обратиться за помощью к дежурному классному руководителю, дежурному учителю или дежурному администратору.

 

Подведение итогов дежурства

. Ежемесячно, в понедельник, на линейке подводятся итоги дежурства.

. При серьёзном нарушении данного Положения, по решению руководства школы дежурство класса может быть продлено

 

свернуть

Совет по питанию

Меню

Примерное перспективное меню для школьной столовой на зимне – весенний период для возрастной группы 6 – 10 лет.
развернуть

 

Выход

Белки

Жиры

Углеводы

Энергетическая ценность

 

Салат из белокочанной капусты с маслом растительным

50

1,2

2,55

5,65

50,5

Рассольник «Ленинградский» со сметаной

250/5

1,75

4

14,75

100

Колбаса отварная

75

8,6

12,5

1,13

151,5

Каша гречневая вязкая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Кофейный напиток

200

1,4

1

20,2

96

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,45

26,1

107,73

766

 

Салат «Агеньчык» с маслом растительным

50

0,9

5,6

3,25

67

Суп молочный с крупой

250

6,5

6,25

22,25

172,5

Тефтели в соусе (говядина/свинина)

60/50

6,6/7,8

15,8/18,3

13,8/10,7

208/238,0

Макароны отварные

150

3,4

2,9

20,2

120

Кисель из сока

200

0,3

-

32,4

130

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,7/

25,9

32,1/

34,6

136/

132,9

920/

950

 

Салат «Розовый»

50

0,5

2,5

10,2

46

Суп рыбный

250/25

7

3,75

18,25

135

Поджарка

50/15

11

23,9

2,7

270

Каша перловая

150

2,9

3,8

20,8

120

Какао с молоком

200

3,6

2,8

23,4

134

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

Фрукты свежие

100

0,4

0,4

9,8

45

ИТОГО:

 

32,4

38,7

129,25

972,5

 

Салат из соленых огурцов с маслом растительным

50

0,45

2,25

1,35

31

Суп «Крестьянский» с крупой

250

2,25

3

11

80

Рагу из птицы

50/125

8,7

10,6

15,5

192

Компот из сухофруктов

200

0,2

-

23,9

93

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

18,8

17,4

134,15

765

Салат со свеклой, сыром, чесноком и растительным маслом

50

2,7

7,2

2,9

87

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Рыба жареная

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Каша рисовая вязкая

150

3,75

5,4

32,85

195

Чай «Школьный»

185/15

6,9

8,1

24,1

195,5

Сырок глазированный

1/40

0,5

11,3

16,0

175

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

37,2

44,95

132,1

1092,6

Суп картофельный с крупою перловою

250

0,9

1,7

6,6

45

Капуста тушеная с колбасой

50/150

4,6

33,2

10

405

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

15

56

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

12,7

36,51

75,7

728,5

Салат из свеклы с яблоком и маслом растительным

50

0,5

2,6

5,2

46

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Котлета

75

11,85

8,2

14

186

Каша гречневая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Компот из сухофруктов

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

26,7

22,85

119,4

800

Салат из морской и белокочанной капусты

50

1

2,5

5,1

47

Борщ с картофелем  со сметаной

250/5

2,25

6,25

14,25

122,5

Плов из свинины

50/120

13,3

23,3

28,9

379

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

14,8

58

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

23,75

33,66

107,15

829

Салат «Цветной»

50

3,0

8,5

4,9

108

Суп молочный с макаронными изделиями

250

2,2

2,24

7,7

54

Котлета рубленая из мяса птицы

50

7,2

7,9

6,8

127

Каша пшенная вязкая

150

4,05

4,65

23,4

151,5

Компот из свежих плодов

200

0,2

0,2

21,8

88

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

23,85

25,04

147

897,5

Салат из белокочанной капусты с яблоком и сыром

50

1,6

5,7

7,35

86,5

Суп картофельный с бобовыми

250

2,3

1,8

8,1

58

Биточки рыбные

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Картофельное пюре

150

3,15

4,95

20,1

138

Сок

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

28,75

19,4

108

722,6

849/852

 

 

 

 

 

свернуть

меню 11-13

Примерное перспективное меню для школьной столовой на зимне – весенний период для возрастной группы 11 – 13 лет.
развернуть

 

Выход

Белки

Жиры

Углеводы

Энергетическая ценность

 

Салат из белокочанной капусты с маслом растительным

50

1,2

2,55

5,65

50,5

Рассольник «Ленинградский» со сметаной

250/5

1,75

4

14,75

100

Колбаса отварная

75

8,6

12,5

1,13

151,5

Каша гречневая вязкая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Кофейный напиток

200

1,4

1

20,2

96

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,45

26,1

107,73

766

 

Салат «Агеньчык» с маслом растительным

50

0,9

5,6

3,25

67

Суп молочный с крупой

250

6,5

6,25

22,25

172,5

Тефтели в соусе (говядина/свинина)

60/50

6,6/7,8

15,8/18,3

13,8/10,7

208/238,0

Макароны отварные

150

3,4

2,9

20,2

120

Кисель из сока

200

0,3

-

32,4

130

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,7/

25,9

32,1/

34,6

136/

132,9

920/

950

 

Салат «Розовый»

50

0,5

2,5

10,2

46

Суп рыбный

250/25

7

3,75

18,25

135

Поджарка

75/30

16,5

35,9

4

405

Каша перловая

150

2,9

3,8

20,8

120

Какао с молоком

200

3,6

2,8

23,4

134

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

Фрукты свежие

100

0,4

0,4

9,8

45

ИТОГО:

 

37,9

50,7

130,55

1107,5

 

Салат из соленых огурцов с маслом растительным

50

0,45

2,25

1,35

31

Суп «Крестьянский» с крупой

250

2,25

3

11

80

Рагу из птицы

70/175

12,2

14,84

21,7

268,8

Компот из сухофруктов

200

0,2

-

23,9

93

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

22,3

21,64

140,35

841,8

Салат со свеклой, сыром, чесноком и растительным маслом

50

2,7

7,2

2,9

87

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Рыба жареная

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Каша рисовая вязкая

150

3,75

5,4

32,85

195

Чай «Школьный»

185/15

6,9

8,1

24,1

195,5

Сырок глазированный

1/40

0,5

11,3

16,0

175

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

37,2

44,95

132,1

1092,6

Суп картофельный с крупою перловою

250

0,9

1,7

6,6

45

Капуста тушеная с колбасой

75/150

6,9

49,8

15

607,5

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

15

56

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

15

53,11

80,7

931

Салат из свеклы с яблоком и маслом растительным

50

0,5

2,6

5,2

46

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Котлета

75

11,85

8,2

14

186

Каша гречневая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Компот из сухофруктов

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

26,7

22,85

119,4

800

Салат из морской и белокочанной капусты

50

1

2,5

5,1

47

Борщ с картофелем  со сметаной

250/5

2,25

6,25

14,25

122,5

Плов из свинины

75/150

16,9

30,8

38,9

504

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

14,8

58

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

27,35

41,16

117,15

954

Салат «Цветной»

50

1,5

4,3

2,45

54

Суп молочный с макаронными изделиями

250

2,2

2,24

7,7

54

Котлета рубленая из мяса птицы

75

10,8

11,9

10,2

190,5

Каша пшенная вязкая

150

4,05

4,65

23,4

151,5

Компот из свежих плодов

200

0,2

0,2

21,8

88

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

25,95

24,84

147,95

907

Салат из белокочанной капусты с яблоком и сыром

50

1,6

5,7

7,35

86,5

Суп картофельный с бобовыми

250

2,3

1,8

8,1

58

Биточки рыбные

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Картофельное пюре

150

3,15

4,95

20,1

138

Сок

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

28,75

19,4

108

722,6

904/907

 

 

 

 

 

свернуть

меню 14-17

Примерное перспективное меню для школьной столовой на зимне – весенний период для возрастной группы 14 – 17 лет.
развернуть

 

Выход

Белки

Жиры

Углеводы

Энергетическая ценность

 

Салат из белокочанной капусты с маслом растительным

50

1,2

2,55

5,65

50,5

Рассольник «Ленинградский» со сметаной

250/5

1,75

4

14,75

100

Колбаса отварная

75

8,6

12,5

1,13

151,5

Каша гречневая вязкая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Кофейный напиток

200

1,4

1

20,2

96

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,45

26,1

107,73

766

 

Салат «Агеньчык» с маслом растительным

50

0,9

5,6

3,25

67

Суп молочный с крупой

250

6,5

6,25

22,25

172,5

Тефтели в соусе (говядина/свинина)

60/50

6,6/7,8

15,8/18,3

13,8/10,7

208/238,0

Макароны отварные

150

3,4

2,9

20,2

120

Кисель из сока

200

0,3

-

32,4

130

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

24,7/

25,9

32,1/

34,6

136/

132,9

920/

950

 

Салат «Розовый»

75

0,75

3,75

15,3

69

Суп рыбный

250/25

7

3,75

18,25

135

Поджарка

75/30

16,5

35,9

4

405

Каша перловая

150

2,9

3,8

20,8

120

Какао с молоком

200

3,6

2,8

23,4

134

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

Фрукты свежие

100

0,4

0,4

9,8

45

ИТОГО:

 

38,15

51,95

135,65

1130,5

 

Салат из соленых огурцов с маслом растительным

50

0,45

2,25

1,35

31

Суп «Крестьянский» с крупой

250

2,25

3

11

80

Рагу из птицы

70/175

12,2

14,84

21,7

268,8

Компот из сухофруктов

200

0,2

-

23,9

93

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

22,3

21,64

140,35

841,8

Салат со свеклой, сыром, чесноком и растительным маслом

75

4,05

10,8

4,35

130,5

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Рыба жареная

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Каша рисовая вязкая

150

3,75

5,4

32,85

195

Чай «Школьный»

185/15

6,9

8,1

24,1

195,5

Сырок глазированный

1/40

0,5

11,3

16,0

175

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

38,55

48,55

133,55

1136,1

Суп картофельный с крупою перловою

250

0,9

1,7

6,6

45

Капуста тушеная с колбасой

75/150

6,9

49,8

15

607,5

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

15

56

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

15

53,11

80,7

931

Салат из свеклы с яблоком и маслом растительным

75

0,75

3,9

7,8

69

Щи из свежей капусты с картофелем и сметаной

250/5

2,25

6

9

100

Котлета

75

11,85

8,2

14

186

Каша гречневая

150

4,5

4,5

21,9

145,5

Компот из сухофруктов

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

26,95

24,15

122

823

Салат из морской и белокочанной капусты

50

1

2,5

5,1

47

Борщ с картофелем  со сметаной

250/5

2,25

6,25

14,25

122,5

Плов из свинины

75/150

16,9

30,8

38,9

504

Чай «Школьный»

185/15

0,2

0,06

14,8

58

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

27,35

41,16

117,15

954

 

Салат «Цветной»

 

75

 

2,25

 

6,45

 

3,68

 

81

Суп молочный с макаронными изделиями

250

2,2

2,24

7,7

54

Котлета рубленая из мяса птицы

75

10,8

11,9

10,2

190,5

Каша пшенная вязкая

150

4,05

4,65

23,4

151,5

Компот из свежих плодов

200

0,2

0,2

21,8

88

Зефир

30

0,2

-

38,3

146,5

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

26,7

26,99

149,18

934

Салат из белокочанной капусты с яблоком и сыром

75

2,4

8,55

11

129,75

Суп картофельный с бобовыми

250

2,3

1,8

8,1

58

Биточки рыбные

75

14,1

5,4

3,15

117,6

Картофельное пюре

150

3,15

4,95

20,1

138

Сок

200

0,6

-

25,2

100

Хлеб ржаной

40

3,3

0,6

17,1

90,5

Хлеб пшеничный

50

3,7

0,95

27

132

ИТОГО:

 

29,55

22,25

111,65

765,85

920/923

 

 

 

 

 

свернуть

Социологический опрос

Анкета для родителей

 

АНКЕТА для  учащихся   

«Школьное питание – здоровое и рациональное!»

 

Указать число проанкетированных школьников - участников акции

286 учащихся

Вопросы анкеты с вариантами ответов

 

1. Считаешь ли ты, что питание влияет на здоровье людей?

 

1. да, влияет

100%

2. не влияет

0

3. затрудняюсь ответить

0

2.  Что значит, по твоему мнению,  «правильно питаться»? (можно отметить любое количество правильных, на твой взгляд, ответов)

1. соблюдать режим питания;

40%

2. выбирать только полезные продукты;

15%

3. есть больше овощей и фруктов;

18%

4. не употреблять напитки и продукты с неестественно яркой окраской;

4%

5. не употреблять продукты, которые содержат глутамат натрия;

8%

6. отказаться от фаст-фудов, в том числе от картофельных чипсов и картофеля фри

15%

3.  Нужно ли завтракать (обедать) дома перед школой?

1. обязательно нужно

80%

2. завтракать не нужно

3.5%

3. не знаю

16.5%

4.  Всегда ли ты кушаешь перед школой (завтракаешь, обедаешь)?

 

1. всегда

78.5%

2. иногда

19.5%

3. никогда

2%

5.  Что лучше съесть дома на завтрак?

 

1. выпить только чашку чая (кофе)

10%

2. чай (кофе) с бутербродом

68%

3.полноценный завтрак (каша, картошка, котлета, творог, яйца и др.)

22%

6.  Нужны ли, по твоему мнению, горячие завтраки в школе?

 

1. завтрак не нужен

77%

2. завтрак нужен

3%

3. не знаю

20%

7. Если не посещаешь школьную столовую, то где ты кушаешь во время перемен между уроками?

 

1. беру с собой

0

2. бегаю домой

0

3. не кушаю, но хотелось бы

0

4. не кушаю и не хочу

0

5. как когда

0

6. затрудняюсь ответить

0

8.   Нравится ли тебе питание, которое предлагают в школьной столовой?

 

1. да, нравится

64%

2. не всегда

24.5%

3. не нравится

11.5%

4. затрудняюсь ответить

0

9.  Твой пол?

1. мужской

46.9%

2. женский

53.1%

10. Твой возраст

 

1. 8-9 лет

18.7%

2. 10-12 лет

34.3%

3. 13-14 лет

30%

4. 15-16 лет

17%

 

 

свернуть

Это полезно знать

Полезная информация

Что такое правильное питание?

Существует масса слухов и домыслом на тему того, как должна выглядеть система правильного питания: кто-то считает, что это вегетарианство, кто-то и дня не может прожить без хорошего стейка, а для кого-то это просто вкусное питание. Если вы хотите, чтобы было ваше питание правильным, то вам следует включить в ваш образ жизни эти простые и полезные правила: В правильном питании необходимо разнообразие: немного мяса, много овощей, фруктов, рыбы и продуктов из муки грубого помола. Это дает организму все питательные и необходимые для жизни вещества, в которых он нуждается. Одностороннее питание, применяемое прежде всего в некоторых диетах, приносит вред здоровью. Белки, жиры и углеводы — энергетические вещества, которые должны поставляться с пищей.

-Правильный режим питания. Большие порции создают излишнюю нагрузку для организма и пищеварения. Они вызывают чувство переполнения, усталость и вялость. Лучше есть не три раза в день помногу, а пять раз небольшими порциями. Перерывы между едой не будут слишком большими, и «калорийные бомбы» при этом не вытеснят здоровое чувство голода.  -Ешьте медленно и с удовольствием – это главное для правильного питания. Торопливый едок обычно ест слишком много. Ученые установили, что признаки насыщения появляются лишь через пятнадцать минут после еды. Это значит, что тот, кто с жадностью глотает свою еду, уже за несколько минут получает достаточно калорий/джоулей, не давая своему организму возможности сообщить о переходе границы насыщения.  -То, что относится к еде, следует соблюдать и в отношении питья. Если у вас сильная жажда, то лучше всего выпить воды. Не следует переоценивать значение утоляющего жажду пива из-за содержания в нем алкоголя и калорийности. Из горлышка пивной бутылки можно очень быстро получить излишки энергии. Будьте осторожны и со сладкими напитками (лимонадами, фруктовыми соками или напитками с колой). Они не утоляют жажду, но содержат до ста десяти грамм сахара в одном литре. 

-Не пейте слишком мало: дневная потребность в жидкости составляет полтора-два литра. Очень рекомендуется минеральная вода или чай (лучше всего — фруктовый чай). Умеренно могут употребляться молоко, кофе, пиво, вино, шампанское и напитки с фруктовыми соками.  -Правильное соотношение белков, жиров и углеводов. В вашем рационе их должно быть тридцать, тридцать и сорок процентов соответственно. Но не забывайте о качестве строительных элементов: от куска сладкого торта или зажаренного в углях куска мяса у вас, конечно, прибавится углеводов и белка, но их польза для здоровья весьма сомнительна. Полноценное питание включает в себя сложные углеводы, хорошие приготовленное мясо и полезные жиры.

Как правильно принимать пищу?

Мы крайне редко задумываемся над этим вопросом. А между тем это один из важнейших аспектов правильного, здорового питания. Важно не только употреблять качественную, здоровую пищу, но и делать это по всем правилам.  1. Не ешьте сразу после серьезных физических нагрузок: занятий спортом, тяжелой физической работы, переохлаждения или перегрева организма, а также после бурных эмоций. Сразу после таких нагрузок организму не до выделения пищеварительных соков. Сделайте хотя бы получасовой перерыв.  2. Каждый прием пищи надо начинать с сырых овощей или фруктов. Кушайте их целиком или в виде салатов. Овощи и фрукты, съеденные на пустой желудок, стимулируют работу пищеварительных желез, моторику желудочно-кишечного тракта, способствуют нормализации микрофлоры кишечника. Особенно полезны в этом отношении яблоки, капуста всех видов (белокочанная, цветная, брокколи...), морковь, огурцы, помидоры, сладкий перец. Капусту, кстати, можно употреблять и квашеную - это один из очень немногих продуктов, которые при заготовке впрок почти не теряют своих полезных свойств. 

  1. А вот вместе с термически обработанной пищей, а тем более сразу после нее сырые овощи и фрукты употреблять не следует - в таком случае они способствуют процессам гниения и брожения в кишечнике. Есть фрукты на десерт - вредно!
  2. Тщательно пережевывайте пищу. При жевании происходит не только механическое измельчение пищи (что облегчает работу всем другим отделам пищеварительного тракта), но и частичное расщепление углеводов и некоторых белков под действием ферментов, содержащихся в слюне.  5. Ешьте не торопясь, делайте перерывы между блюдами - хотя бы 5, а лучше 10 минут. Завтрак и ужин должны продолжаться не менее получаса, обед - не менее 40 минут.  6. Не надо пить непосредственно перед приемом пищи, во время и сразу после еды. Исключение можно сделать лишь в том случае, если употребляете очень сухую пищу, которую можно запивать небольшими глотками. Вода, другие напитки смывают слюну изо рта, разбавляют желудочный сок, что негативно сказывается на переваривании пищи. Пить надо минимум за полчаса до еды и не ранее чем через час после еды.  7. Не употребляйте очень холодную (значительно ниже комнатной температуры) и очень горячую (обжигающую рот и губы) пищу и напитки. Нежелательно сочетать в одном приеме пищи холодные и горячие блюда.  8. Сразу после еды не принимайтесь за работу, а немного отдохните. Но не лежите и не спите. Лучше всего неторопливо прогуляйтесь. Перерыв должен составлять не менее 15 минут в случае легкой работы и не менее получаса в случае тяжелой физической. А при серьезных занятиях спортом перерыв между окончанием еды и началом тренировки должен составлять не менее часа.

Дары природы в полезном питании

То, что, употребляя чеснок, можно дожить до глубокой старости, научно не доказано, но он обладает иным положительным свойством. Например, препятствует развитию атеросклероза (старения сосудов) и понижает кровяное давление. Он содержит эфирное масло аллицин, которое помогает уничтожать в организме возбудителей заболеваний и усиливает иммунную защиту. Поэтому ежедневно следует добавлять в пищу зубчик чеснока. 

Многочисленные достоинства чеснока для поддержания здоровья человека изучались тысячелетиями, но только недавно привлекла к себе пристальное внимание его способность поддерживать здоровье сердечно-сосудистой системы. Это вновь возбудило интерес к использованию чеснока в качестве пищевой добавки. Разработаны таблетки чеснока в специальной оболочке, которая растворяется в кишечнике, что устраняет запах чеснока изо рта, но сохраняет его целебные свойства. 

Но, оказывается, удивительными свойствами обладает не только чеснок. Корень сибирского женьшеня усиливает возбудимость мозга и способствует восстановлению памяти. Он рекомендуется при умственном и физическом переутомлении, снижении концентрации внимания, синдроме хронической усталости, вегетососудистой дистонии. 

Корень валерианы помогает снять мышечные спазмы, вызванные напряжением. Хмель способствует релаксации. Кора белой ивы и буквица помогают ослабить головную боль, в то время как корень имбиря справляется с нарушениями пищеварения, вызванными стрессом. 

Недавно ученые открыли способы извлечения хлорофилла из растений для использования его в качестве пищевой добавки. Препараты хлорофилла помогают организму в создании среды, неблагоприятной для роста бактерий. Кроме того, хлорофилл является поливитаминной питательной добавкой и оказывает на организм универсальное воздействие, регулируя функции эндокринной системы. 

Пчелиная пыльца содержит большинство витаминов, более двадцати пяти микроэлементов, двадцать семь минеральных солей и ферментов. Пчелиная пыльца особенно богата витаминами группы В, столь важными для обмена веществ. Благодаря своему витаминному и минеральному составу пчелиная пыльца улучшает функции иммунной системы и поддерживает энергетический запас организма. 

Многофункциональное растение эхинацея, обладающее антибактериальными, противовирусными и антитоксическими свойствами, дает мощную поддержку иммунной системе. В частности, эхинацея улучшает здоровье дыхательной и пищеварительной систем, что делает ее популярной травяной добавкой для защиты от общих респираторных заболеваний и гриппа. 

В течение многих веков зверобой с успехом применялся для лечения ран. Англичане называли его «бальзамом воинов». Во Франции, Италии и Германии зверобой именуют травой Святого Иоанна, которая охраняет дом от злых духов. В наши дни интерес к этому древнему лекарскому средству необыкновенно возрос. Исследования показали, что зверобой действительно изгоняет «злых духов», если под ними подразумевать различные тяжелые заболевания, в частности депрессивные состояния. 

Говорят, что зверобой помогает от тысячи болезней. Вот некоторые из них: 

-Легкая или умеренная депрессия, другие нервно-психические расстройства; синдром хронической усталости.  -Вирусные и микробные инфекции (грипп, простой или опоясывающий лишай).  -Положительное действие зверобоя на гнойные процессы.  -Раны и ожоги. Помогает при резаных, рваных и нагноившихся ранах; при образовании гнойных затеков, очищает рану от микробов и вирусов.  -Заболевания сосудов. Усиливает кровоток в сосудах сердца, что способствует насыщению сердечной мышцы кислородом. Это крайне важно при ишемической болезни сердца.  -Повышает выработку гормона мелатонина в ночные часы. Поэтому зверобой можно рекомендовать для улучшения сна и профилактики склероза.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников

 

Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. 

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:  молоко, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. 

Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. 

Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло, растительное масло, сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. 

Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.

Необходимые продукты в меню школьника: хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.

Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.

 

Продукты, богатые витамином А: морковь; сладкий перец; зеленый лук; щавель; шпинат; зелень;  плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи. Продукты-источники витамина С: красная и черная смородина; красный болгарский перец;  цитрусовые; картофель Витамин Е содержится в следующих продуктах: печень, яйца, пророщенные зерна пшеницы; овсяная и гречневая крупы. Продукты, богатые витаминами группы В: хлеб грубого помола, молоко, творог, печень, сыр, яйца, капуста, яблоки, миндаль, помидоры, бобовые.

В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

 

Это интересно

 

Более 30% девочек 14-15 лет регулярно отказываются от завтраков. Кроме того, каждая пятая девочка не обедает, а каждая двенадцатая отказывается и от завтрака, и от обеда. Европейские психологи и диетологи констатировали, что многие девочки-подростки являются заложницами стереотипов, когда речь идет о питании и фигуре, и, в результате, становятся врагами собственному подрастающему организму. Исследования, проведенные в странах Западной Европы, показывают, что более 30% девочек 14-15 лет встревожены своей фигурой, из-за чего регулярно отказываются от завтраков. Кроме того, каждая пятая девочка не обедает, а каждая двенадцатая отказывается и от завтрака, и от обеда. Стремление похудеть приводит к истощению организма, в результате чего может произойти задержка полового развития, подчеркивают врачи. А вот высококалорийная диета, напротив, ускоряет половое созревание, доказали ученые из США. При этом в обоих случаях здоровье девочки-подростка страдает. 

Модные диеты, полностью исключающие углеводы или основанные на одном виде пищи, например, грейпфрутах или арбузах, уже на третьи сутки могут стать причиной нарушения концентрации внимания и способности ясно мыслить (дефицит белков и углеводов). Резкая потеря веса за счет воды, протеинов и углеводов (с которыми организм расстается быстрее, чем с жиром) вызывает обезвоживание, ослабляет организм, ускоряет процессы старения. Что немаловажно, волосы могут стать сухими, ломкими, нездоровый цвет лица гарантирован, глаза станут тусклыми(результат недостатка в организме цинка, кальция, витаминов А, Д и других веществ, содержащихся в продуктах животного происхождения). Недостаток в пище жиров способствует застою желчи, что ведет к образованию камней в желчном пузыре. После диет, исключающих углеводы, увеличивается содержание холестерина в крови, могут возникнуть проблемы с сердцем, сосудами, почками. Нередки и такие случаи, когда у женщин, старающихся достичь идеального веса с помощью той или иной диеты, возникают серьёзные изменения гормонального статуса, что неблагоприятно сказывается на здоровье и самочувствии и конечно внешнем виде. Наиболее жесткие диеты способны, в конце концов, стать причиной сердечных заболеваний и рака. Люди, приучившие себя к раздельному питанию, уже не могут вернуться к полноценному смешанному питанию без ущерба для здоровья. 

 

свернуть