Итоги деятельности

 

Инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» реализовывался в период  с сентября 2015 года  по май 2019 года в условиях активного взаимодействия государственного  учреждения образования «Коссовская средняя школа» с  государственными   учреждениями  «Академия последипломного образования», «Брестский областным институт  развития образования», отделом по образованию Ивацевичского райисполкома, учреждениями - партнерами .

Целью инновационного проекта являлась  реализация направлений и стратегий   развития  системы непрерывного  профессионального образования педагогических работников  посредством  внедрения модели деятельности Республиканского инновационного центра  как компонента единого образовательного пространства, а главным предназначением  Республиканского инновационного центра  – совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно  участниками  регионального партнерства: использование  организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в региональном образовании в рамках реализации Закона Республики Беларусь «О государственной  инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с целью развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Деятельность  государственного  учреждения  образования «Коссовская средняя школа», участника инновационного проекта, в течение четырех  лет  была  направлена  на создание организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования и их  интеграцию в систему непрерывного повышения квалификации педагогического сообщества.

Внедрение модели Республиканского инновационного центра в практику работы  государственного  учреждения  образования «Коссовская средняя школа»   предполагало решение задач по распространению инновационного опыта в области  формирования гражданско-патриотических качеств личности посредством организации краеведческой деятельности в системе образовательного пространства школы. Наличие в учреждении:

  1. опыта успешной реализации инновационных проектов, значимых для системы образования;
  2. необходимой материально-технической базы;
  3. опыта управления инновационными процессами;
  4. потенциала для трансляции педагогического опыта;
  5. готовность к активизации сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами вызвало необходимость реализации инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» по направлению «Формирование модели гражданского - патриотических качеств личности посредством организации краеведческой деятельности в системе образовательного пространства школы».

В ходе реализации проекта решались следующие задачи:

     - сформировать локальную нормативную базу, регламентирующую деятельность учреждения как РИЦ;

      - спроектировать мероприятия центра с учетом избранного направления;

     - создать условия для развития сервиса образовательных услуг с сфере непрерывного профессионального образования педагогических работников;

      - организовать процесс формирования, представления и трансляции инновационного опыта.

      - совершенствовать инфраструктуру, обеспечивающую условия обучения, консультирования  педагогических работников учреждений - партнеров на базе РИЦ.

Порядок организации работы членов инновационной деятельности определен приказом, в котором обозначена структурно-функциональная и содержательная система работы. Создана локальная нормативная база, которая представлена Программой инновационной деятельности по реализации инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» в ГУО «Коссовская средняя школа»,   календарным планом работы по реализации инновационного проекта, Положением об инновационной деятельности в учреждении, функциональными обязанностями участников инновационного проекта, положением о Республиканском инновационном центре.

Ведущим принципом управленческой деятельности являлся принцип демократизации, который позволил сопоставить задачи инновационной деятельности и задачи каждого педагога, обеспечил сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Технология управления инновационной деятельностью реализовывала шесть последовательных шагов, поддерживающих инновационный режим работы  учреждения:

  1. изучение потребности в инновационной работе;
  2. проектирование этой деятельности и оснащение ее ресурсами;
  3. разработка программы по реализации инновационного проекта;
  4. мониторинг инновационной деятельности и образовательной политики учреждения;
  5. сбор и анализ информации об эффективности работы;
  6. регулирование инновационной деятельности учреждения на основе результатов анализа.

За время работы над проектом налажен тесный контакт с консультантами, что обеспечило создание условий для внедрения модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства в практику работы школы.

Для успешной  организации инновационной  работы   была создана управленческая команда, которая определила  компетентностный  и личносто-деятельностный подходы. Осуществлен подбор и расстановка кадров для реализации программы инновационной работы.

В реализации инновационной деятельности было занято 7 педагогических работников: 1 педагогический работник имеет квалификационную категорию «учитель методист», 5 педагогов-новаторов имеют высшую квалификационную категорию. Указанные педагогические работники имеют опыт участия в исследовательской деятельности. Степень владения педагогами ИТ - технологиями  и  ресурсное  обеспеченность  позволили  перейти  к трансляции наполненного опыта в области гражданско-патриотического воспитания для педагогических работников учреждений-партеров.

Психолого-педагогическое сопровождение проекта осуществлялось на основании  плана  и  программы  реализации  инновационной деятельности. С целью определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, индивидуального и личностного развития учащихся и учителей проведено ряд диагностических исследований.

С целью совершенствования исследовательских  и аналитических умений в рамках проекта осуществлялись педагогические исследования по темам: «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся 2 и 3 ступени путем создания и внедрения информационных продуктов в образовательное пространство школы (Белевич Н.Е., Савицкая Р.А.), «Влияние сетевого взаимодействия на формирование гражданско-патриотической компетенции учащихся 1 ступени» (Ляхович А.Ф.), «Организация гражданско-патриотического воспитания посредством создания патриотического Веб-сайта» (Левошеня А.А.), «Роль   авторских образовательных ресурсов  в организации дистанционного обучения» (Бенько Е. И., Куцко А. А.).

Модель РИЦ «Коссовская средняя школа» включает 4 составляющие: материальную, методическую, организационную и социально-образовательную. Основными функциями центра являются: организационно-методическая,  аналитико - исследовательская, информационно-издательская и образовательная. В рамках инновационной работы реализованы ряд образовательных программ, социально значимых и культурных проектов, созданы сетевые продукты и тематические сайты. Наиболее значимыми являются: мультимедийный комплекс по краеведению «Край, где мы живём», сайт «Мая Радзіма – Беларусь», сайт гражданско-патриотической направленности  «Путешествие к истокам»,  блог «Планета первоКЛАССных ребят»., реестр инновационных продуктов, пакет диагностик гражданско-патриотических качеств личности. Реализация данной модели позволила использовать такие инновационные  формы  работы, как вебинары,  видеоконференции, веб-квесты, сетевые мероприятия, направленные на непрерывное повышение профессиональной компетенции педагогической общественности.

Предлагаемые моделью инновационные формы работали  на достижение поставленной цели уже привели к качественным изменениям и результатам: 11,7% педагогов учреждения повысили свою квалификационную категорию через квалификационный экзамен посредством актуализации инновационного опыта;  37 педагогических работников учреждений - партнеров воспользовались возможностью получения индивидуальных консультаций в очной форме на базе РИЦ, 47 педагогических работников воспользовались возможностью сетевого консультирования, авторские методические продукты, разработанные педагогами школы в ходе  реализации республиканского инновационного проекта,  удостоены 19 дипломов районного, 8 областного и 4 республиканского уровней.

Благодаря внедрению модели РИЦ систематизирован собственный инновационный опыт, усовершенствована система работы учреждения в инновационном режиме, получила дальнейшее развитие практика создания методических продуктов, усовершенствована система сетевого методического взаимодействия,  дистанционного обучения,  разработан  пакет диагностик гражданско-патриотических качеств личности, составлен реестр инновационных продуктов центра и др.

Благодаря такому механизму деятельности РИЦ, как сетевое методическое взаимодействие, создана сеть, включающая более 40 учреждений-партнеров.

Совершенствованию профессиональных компетенций педагогов способствовала система методической работы, в основу которой положена идея непрерывного образования. Повышение профессиональных компетенций участников проекта  происходило при прохождении курсовой переподготовки и участии  в обучающих семинарах: «Управление инновационной деятельностью в учреждениях образования» ( август 2015 г.), «Организация  и  содержание мониторинга  инновационной   деятельности»   ( февраль 2016г), «Современные подходы к подготовке отчетных материалов по результатам инновационной деятельности» (февраль 2017 г.), «Новые тенденции в развитии методической сети в современных условиях» (ноябрь 2018)   и др.  Для повышения профессиональных компетенций педагогов были разработаны программы  и проведены  обучающие  семинары  по темам: «Создание обучающего софта с помощью программы AutoPlay Media Studio», «Облачные Веб-сервисы», «Использование электронных контрольно-измерительных материалов в практике работы учителя»  и др.

Инновационный опыт, полученный в процессе работы над проектом, педагоги школы активно представляли, участвуя в различных конкурсах, конференциях, семинарах республиканского, областного и районного уровней. На базе школы  были проведены:  областной семинар-практикум для руководителей районных (городских) методических формирований директоров школ по теме «Приоритеты управленческой деятельности в современной школе», областной семинар заведующих районными, городскими учебно-методическими кабинетами по теме «Организационно-методическое сопровождение реализации региональной модели допрофильной подготовки и профильного обучения».

Учителем-методистом начальных классов Ляхович А.Ф. проведен районный мастер-класс для учителей начальных классов «Разработка интерактивного обучающего софта с помощью программы AutoPlay Media Studio», обучающие семинары для учителей начальных классов области на базе БрИРО «Использование электронных средств обучения в образовании первоклассников», «Эффективные приемы обучения чтения с использованием интерактивных методов».

Участники инновационного проекта результативно презентовали свой инновационный опыт работы в интернет-проекте (с международным участием) «IT –решения – для образования будущего»: сетевой проект «Путешествие к истокам» (автор  А.Ф.Ляхович) завоевал диплом 1 степени в номинации «IT – возможности в воспитательной работе», патриотический Веб-сайт «Коссово-Life» (администратор Левошеня А.А.) награжден также дипломом 1 степени в номинации « IT – администратор»  Были  представлены материалы работы инновационного  центра  в республиканской научно-практической конференции «Инновационный центр: идеи, проблемы, пути развития в 2 номинациях: «Создание и распространение инновационного продукта как ведущая технология управления современными инновационными системами» и «Направления и контуры сетевого взаимодействия в деятельности Республиканского инновационного центра»

Опыт работы сетевого взаимодействия инновационного  центра  учреждения неоднократно был представлен   в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет – 2016, 2017, 2018, 2019 гг.».

Благодаря сетевому взаимодействию учащиеся школы имели возможность участвовать в различных интернет - мероприятиях: олимпиады различного уровня для школьников и студентов,  организация дистанционного обучения,  участие  в конкурсах и конференциях, результатом которых  стали  дипломы  республиканского(8), областного (14) и районного уровней (53)

Наиболее эффективным  в части трансляции и популяризации  педагогических  практик  инновационного центра  на различных уровнях стал 2018-2019 учебный год .

Итоги деятельности РИЦ  ГУО «Коссовская средняя школа» в  2018/2019 учебном  году представлены в таблице.

 

 

 

 

 

Районный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Областной уровень

 

Мастер-класс 16 марта .2018г.

 «Арганізацыя віртуальнай адукацыйнай прасторы для вывучэння курса «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» («Проблемный семинар» для учителей начальных классов).

Ляхович А.Ф.

Семинар 19 апреля 2019 г.

«Роль школьного музея в сохранении наследия малой родины» (Руководители музеев учреждений образования)

Белевич Н.Е.

Семинар-панорама

22 апреля 2019

«Формирование гражданско-патриотических компетенций посредством сетевого взаимодействия» (Заместители директоров по ВР учреждений общего среднего образования).

Калиновская В. В.

Савицкая Р.А.

Доклад

01.03. 2018г

«Опыт системной педагогической деятельности в структуре аттестации педагогов на присвоение квалификационной категории «Учитель-методист»( Барановичская  гимназия, семинар).

Ляхович А.Ф.

 Лекция

04.04.2018г.

«ІТ-технологии на первой ступени общего среднего образования»

ГУО «Брестский областной институт развития образования» 

Ляхович А.Ф.

Семинар

20.04. 2018г

«Информационные ресурсы в управлении системой образования района».(Начальники отделов образования, спорта и туризма горрайисполкомов Брестской области)

Калиновская В. В.

Бенько Е. И.

Мастер-класс 03.04.2019 г.

«Сетевой проект как форма организации дополнительного образования»

Ляхович А.Ф.

Доклад

Февраль 2018 г.

«Модель ученического самоуправления: роль лидера в развитии ученических инициатив» (БрИРО, семинар)

Савицкая Р.А.

Республиканский уровень

Выступление

28.03.2017 г. по 29.03.2017

 «Организация индивидуальной информационно-образовательной среды как средства обеспечения профессиональной деятельности учителя-методиста»

 

Ляхович А.Ф.

Семинар 26.04. 2018г. 

«Использование активных, интерактивных методов в организации краеведческой деятельности как эффективное средство формирования гражданской компетенции»,(Руководители республиканских инновационных проектов)

Калиновская В. В.

Куцко А А

Бенько Е. И. Савицкая Р.А   

Презентация 23.08.2018г.

 «Управление инновационной деятельностью в учреждениях образования»  (АПО)

Калиновская В. В

Презентация  опыта 28.04.2018г.

XIII Республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

Представление сайта “Мая Радзіма – Беларусь”

Ляхович А.Ф.

Семинар

14.11.2018 г. - 15.11.2018 г

 “Выкарыстанне адукацыйнага прасторы музея для грамадзянскага і патрыятычнага выхавання дзяцей і моладзі: вопыт і перспектывы” (Руководители музеев учреждений образования)

Белевич Н.Е.

Совет директоров 28.11.2018г

«Организация  научно-исследовательской деятельности в рамках реализации  Республиканского инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства (директора учреждений дополнительных образований детей и молодёжи республики)

Калиновская В. В

Фестиваль

10.12.2018 г. -11.12.2018 г

«Инновация как стратегия саморазвития» (АПО)

Савицкая Р.А.

Республиканский семинар с международным участием Декабрь 2018

«Использование ресурсов краеведческих, экологической и туристско - экскурсионной деятельности в образовании детей и молодежи

Калиновская В. В

Панорама 13.02.2019 г

«Гражданско-патриотическое воспитание в современном образовательном учреждении: опыт, традиции, идеи» (АПО)

Савицкая Р.А.

Семинар-практикум 26.03.2019 г.

«Визуализация как способ развития учебно-познавательных компетенций»

Ляхович А.Ф.

Выставка 17.04.2019 г.

 

XVIII республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи

Белевич Н. Е.

 

Статья

01.03.2019

Открытый образовательный форум  (дистанционная форма) «Республиканские инновационные центры: от идеи – к результату»

Калиновская В. В

Форум

3-4 мая 2019 г.

«Концептуальные подходы в организации краеведческой деятельности  как средство приобщения учащихся  к познанию малой родины»

Белевич Н. Е.

Вебинар

Апрель 2019

 «Использование интерактивных методов в организации краеведческой деятельности как эффективного средства формирования гражданской компетенции»

Участники инновационного проекта

Республиканский с международным участием

Фестиваль 04.10.2017 г. -06.10.2017

«Познание в сотворчестве»

Ляхович А.Ф.

Семинар   27 апреля 2018 г

«Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы»

Калиновская В. В

Интернет-проект Апрель, 2018г.

 «Пространство открытых возможностей» Представление опыта создания сайта “Мая Радзіма – Беларусь”, 

Ляхович А.Ф.

31 октября–2 ноября, 2018г

Международный конкурс профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве» Представление опыта образовательного путешествия «Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников на уроках внеклассного  чтения», похвальный лист.

Ляхович А.Ф.

Семинар

25 Апреля 2019

«Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы». Ярмарка   «I в кубе»

 

Калиновская В. В

Савицкая Р.А.

Публикации, ЭСО

1.     А.Ф. Ляхович. Проектно-исследовательская деятельность на 1 ступени общего среднего образования посредством организации сетевого взаимодействия. Сетевой проект «Путешествие к истокам», Диск, АПО. Минск. 2018г.  Материалы Международного конкурса профессионального мастерства педагогов «Познание в сотворчестве». Под редакцией доктора философских наук, профессора В. В. Познякова

2.     Ляхович. А. Ф.  Урок па прадмету МРБ, 4 клас “Пачынальнік кнігадрукавання”// Пачатковая школа. – 2018. – № 9 – С. 44 (диск)

3.     “Электронные адукацыйныя рэсурсы: цікава, зручна, эфектыўна”//Настаўніцкая газета. 16.08.2018г.

Сайт «Мая Радзіма – Беларусь”,

Сайт гражданско-патриотической направленности “Путешествие к истокам”, Блог “Планета первоКЛАССных ребят”.

 

Сайт «Мая Радзіма – Беларусь”, раздзел «Відэагалерэя».

 

Блог “Планета первоКЛАССных ребят”.

Раздел «Человек и мир» (информация о Беларуси, символах, знаменитых белорусах, традиционных праздниках, растительном и животном свете.)

Раздел «Беларуская мова» (лексічны матэрыял на беларускай мове, прадстаўлены ў рознай   гульнявой форме).

 

На основе опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» можно сделать следующие выводы:

  1. проект перспективен и востребован педагогической общественностью;
  2. отличается транслируемостью, вариативностью, ресурсной доступностью;
  3. имеет потенциал для дальнейшего развития, т.к. деятельность Республиканского инновационного центра направлена на внедрение в национальную систему  образования  инноваций по заявленному направлению  деятельности, создание инфраструктуры по оказанию высококачественных образовательных услуг для различных категорий слушателей, оказание  методической поддержки в соответствии с заявленной компетенцией учреждения образования.

Получены следующие результаты деятельности Республиканского инновационного центра: методические материалы, разработанные для организации  обучения  слушателей;, реестр инновационных продуктов, пакет диагностик гражданско-патриотических качеств личности, комплект  материалов, которые получают слушатели для внедрения педагогических новаций в своем учреждений по прохождении обучения в РИЦ;  статистические данные, подтверждающие положительные результаты внедрения  инноваций  в практику работы учреждений образования по итогам обучения; аналитическая справка об итогах инновационной деятельности.

Таким образом, деятельность Республиканского инновационного центра  учреждения создает условия для целенаправленной работы по повышению профессиональных компетенций педагогической общественности.

 

Реестр инновационных продуктов

Сайт «Мая Радзіма – Беларусь”,

Сайт гражданско-патриотической направленности “Путешествие к истокам”, Блог “Планета первоКЛАССных ребят”.

 

Сайт «Мая Радзіма – Беларусь”, раздзел «Відэагалерэя».

 

Блог “Планета первоКЛАССных ребят”.

Раздел «Человек и мир» (информация о Беларуси, символах, знаменитых белорусах, традиционных праздниках, растительном и животном свете.)

Раздел «Беларуская мова» (лексічны матэрыял на беларускай мове, прадстаўлены ў рознай гульнявой форме).

 

Мультимедийный комплекс по краеведению

«Край, где мы живём»

Блоки:

  1. «Край мой родной – Коссовщина» - электронное учебное пособие по краеведению для учащихся II ступени,
  2. Электронная летопись Коссовской средней школы,
  3. Виртуальный краеведческий музей Коссовской средней школы,
  4. Электронное пособие «Путеводитель по городу Коссово»

 

Видеоматериалы

Юбилейная дата (к 75-летию Ивацевичского района)

Учитель по призванию, актёр по жизни (об учителе-методисте А.М.Сороке)

Увидеть необычное в обычном (о журналисте Л.С.Екеле)

Приглашаем в Коссово (рекламный ролик)

Городок мой родной (о г.Коссово)

Мой городок (видеоклип о г.Коссово)

Архитектурное наследие Коссовщины

Архитектурная жемчужина Беларуси (Дворец Пусловских)

Мясціны майго дзяцінства (видеопрезентация г.Коссово)

Видеоэкскурсия “Через всю войну”

Видеоэкскурсия «Архитектурная жемчужина Беларуси (дворец Пусловских)»

Визитка «З любоўю да роднага краю» (Морочёвщина)