Права и обязанности родителей

Участие в несанкционированных массовых мероприятиях

ПАМЯТКА

Уважаемые граждане! Участие в несанкционированных массовых мероприятиях влечет ответственность вплоть до уголовной

 

Статья 23.34 (Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, или административный арест.

За повторное совершение указанных деяний в течение одного года предусмотрен штраф от 20 до 50 базовых величин или административный арест.

Совершение таких деяний за вознаграждение - штраф от 30 до 50 базовых величин или административный арест.

Обращаем внимание, что неуплата штрафа в добровольном порядке влечет его принудительное взыскание органом принудительного исполнения.

При этом в отношении должника могут быть приняты такие меры, как арест наличных денежных средств и (или) иного имущества, опись и (или) изъятие имущества, передача его на хранение, запрещение пользоваться принадлежащим имуществом или установление пределов пользования этим имуществом, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, охоту, а также ограничение права в посещении игорных заведений и иные.

 

Министерство внутренних дел Республики Беларусь

свернуть

«Как не стать жертвой при осуществлении финансовых операций в сети Интернет»

Что сегодня может быть проще, чем купить в интернете понравившийся товар? Совершить такую покупку может даже ребенок или пользователь, не вполне уверенно владеющий навыками работы с персональным компьютером. Этот процесс обусловлен тем, что большинство людей сегодня все чаще испытывает дефицит свободного времени и тратить его на походы по магазинам, особенно в поисках обычных товаров, стало для многих недоступной роскошью. Кроме этого, купить или продать товар в сети Интернет стало очень просто благодаря огромному числу торговых площадок, которые делают этот процесс максимально быстрым и удобным, предоставляя возможность оплаты с использованием банковских платежных карт и доставки товара в любой уголок мира.

Наиболее распространены способы совершения преступлений:

1.     «Предоплата» (обман продавца)

Суть данного способа заключается в том, что злоумышленник выступает в роли покупателя. На одной из интернет-площадок с объявлениями он находит продавца и копирует его контактные данные. После чего ищет его в мессенджерах (социальных сетях), представляясь покупателем. В ходе переписки, злоумышленник сообщает, что товар ему понравился и он хочет его приобрести в связи с чем уже якобы совершил предоплату (зачастую высылается скриншот электронного карт-чека о перечислении средств). Для того, чтобы получить данные средства продавцу высылают ссылку на поддельную страницу (она выглядит как один из разделов официального сайта интернет-площадки или банковского учреждения), где продавцу нужно ввести номер своей карты, имя держателя, срок действия, CVV-код указанный на оборотной стороне карты (информацию, содержащуюся в СМС-сообщении, поступившем из банка, для подтверждения получения предоплаты). После получения конфиденциальных сведений, злоумышленник совершает хищение средств.

2. «Доставка» (обман покупателя)

Злоумышленник размещает объявление на интернет-площадке о продаже товара по крайне выгодной цене. После того, как потенциальный покупатель начинает вести переписку во внутреннем чате площадки, злоумышленник под различными предлогами убеждает его продолжить общение в мессенджере или социальной сети. Во время общения мошенник уговаривает покупателя внести предоплату или оформить доставку, и чтобы развеять сомнения покупателя, сообщает о якобы новой услуге удержания (холдирования) средств, которая появилась на торговой площадке, т.е., если доставка не произойдет, то торговая площадка автоматически вернет средства на карту. При этом покупателю высылается ссылка на поддельную страницу, которая имитирует официальную страницу торговой площадки или интернет-банкинга, где нужно ввести данные карты (далее осуществляются действия по схеме обмана продавца).

3. Использование социальных сетей

Осуществив несанкционированный доступ к персональным аккаунтам пользователя сети Интернет, злоумышленник рассылает всем виртуальным «друзьям» потерпевшего просьбу под различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Это может быть ее фото или просто номер, срок действия и иные реквизиты, при этом, хоть в большинстве своем школьники банковских карт не имеют, но желая помочь «другу» очень часто используют карты своих родственников и друзей. Порой преступники просят просто номер мобильного телефона и либо пытаются похитить со счета телефона деньги или наоборот используют его как промежуточное звено, направляя на этот счет чужие деньги, переводя их затем дальше, чтобы запутать свои следы (практически во всех случаях хищения денежных средств со счетов мобильных телефонов потерпевшие еще сообщали преступнику персональные коды, приходящие в виде смс-сообщений на телефон).

4. Звонок от «представителя» банка с просьбой срочно предоставить необходимую информацию

Преступники от имени сотрудников банка сообщают, что необходимо осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Для маскировки преступники используют функцию «подмены номера», как следствие у потерпевшего на экране мобильного телефона может отображаться совершенно любой абонентский номер телефона, заданный злоумышленником. Это могут быть номера банковских учреждений или иных абонентов, которые на самом деле никому звонки не осуществляют, а сам звонок по своим внешним признакам ничем не будет подозрительным. Получив необходимую информацию о реквизитах карты, преступники осуществляют хищение.

Для того, чтобы не стать жертвой киберпреступников, совершая сделки в сети Интернет следует:

  • вести общение с покупателями (продавцами) только во внутреннем чате торговой площадки (зачастую торговые площадки блокируют возможность перехода на поддельные ресурсы);
  • ведя общение с пользователем стоит перейти к его профилю и обратить внимание на дату создания (если он создан несколько дней назад, то это должно вызвать дополнительную настороженность);
  • очень внимательно относится к любому случаю, когда необходимо ввести данные карты или информацию, предоставленную банком (смс-код, логин или пароль от интернет-банкинга). Самый надежный способ уберечь свои средства – это никому не сообщать реквизиты своей карты;
  • уточнить у собеседника номер телефона если он не указан в объявлении, а потом позвоните на этот номер, чтобы убедиться, что он реален и принадлежит именно пользователю, с которым вы совершаете сделку (очень часто злоумышленники используют номера телефонов, взятые в аренду на непродолжительное время и физического доступа к нему, не имеют);
  • использовать отдельную банковскую карту для осуществления покупок в сети Интернет, на которой не хранятся денежные средства и на которую не поступает регулярный доход в виде заработной платы, стипендии или пенсии;
  • избегать перехода по неизвестным интернет-ссылкам, которые предоставляются в ходе переписки якобы для получения предоплаты или оформления доставки.
  • если Вы все же перешли по подобной ссылке и видите уведомление о том, что в системе имеется денежный перевод и для его получения необходимо ввести данные банковской платежной карты, ни при каких обстоятельствах не вводите запрашиваемые сведения, так как это прямой путь к утрате собственных средств.
  • если Вы все же ввели данные своей банковской карты на поддельном ресурсе или сообщили их постороннему лицу, необходимо в срочном порядке произвести блокировку карты, позвонив в банк либо самостоятельно в интернет-банкинге.
  • если Вам поступил звонок из «банка» ни при каких обстоятельствах, никому и никогда не сообщайте информацию о себе или своей банковской платежной карте. Если Вам будет звонить настоящий сотрудник банка, то он точно будет знать, как минимум номер Вашей банковской платежной карты и никогда не спросит конфиденциальную информацию в телефонном режиме.
  • уточните с кем именно Вы общаетесь, после чего положите трубку и перезвоните на номер телефона, который отображался у Вас на экране (в этом случае Вы свяжитесь именно с тем абонентом, которому принадлежит указанный номер, а не со злоумышленниками, которые его использовали с целью скрыть свой настоящий номер) и уточните суть возникшей проблемы.
  • если же на Вас оказывается психологическое давление угрозами, что через несколько секунд Вы понесете финансовые потери, кто-то оформит на Вас кредит или что если Вы не сообщите требуемую информацию, то карту вообще заблокируют, не волнуйтесь, это обычная уловка преступников, главная цель которых ввести Вас в состояние неуверенности и страха потерять сбережения.
свернуть

Информация об ответственности несовершеннолетних и их законных представителей за совершение правонарушений, в том числе связанных с проведением несанкционированных массовых мероприятий

В Республике Беларусь основополагающим документом, регламентирующим порядок проведения массовых мероприятий, является Закон Республики Беларусь «О массовых мероприятиях» от 30.12.1997г. № 114-З.
Согласно данному нормативному акту «массовое мероприятие» – это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.

Видами массового мероприятия является собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие.

Данный документ также регламентирует порядок организации и проведения массовых мероприятий.

Организаторами массовых мероприятий (митингов, уличных шествий и т.д.) могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более 1000 человек.

Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше 1000 человек могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

Кроме этого, организаторам массового мероприятия необходимо заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях):

  • услуги по охране общественного порядка (их оказывают ОВД);
  • расходы, связанные с медицинским обслуживанием;
  • расходы, связанные с уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия.

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для этой цели местах, за исключением:

  • мест, использование которых для этих целей запрещено решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов;
  • объектов метрополитена, железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
  • на расстоянии менее 200 метров от зданий официальной резиденции Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, подземных пешеходных переходов, станций метрополитена;
  • на расстоянии менее 50 метров от зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования);
  • на расстоянии менее 100 метров от зданий организаций здравоохранения;
  • на расстоянии менее 200 метров от зданий, сооружений, в которых находятся организации, на которые возложены функции редакций телевизионных и радиовещательных средств массовой информации, а также радиотелевизионных передающих станций и радиопередающих станций.

Лица, нарушившие установленный вышеуказанным Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В зависимости от состава и квалифицируемых признаков противоправного деяния, с учетом наступления возможных негативных последствий может наступать как административная, так и уголовная ответственность.

Отягощающим фактором при совершении деяния является наличие умысла. Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

В соответствии с нормами Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК РБ) и Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) уголовной и административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных указанными кодексами.

Таким образом, возрастом, с которого наступает уголовная и административная ответственность за нарушение законодательства о массовых мероприятиях, является 16 лет. Если несовершеннолетнему еще не исполнилось 16 лет, ответственность несут его родители.

Вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные мероприятия является противозаконным во многих странах. Например, в России за это могут оштрафовать на 30–50 тыс. рублей (около 500 долларов) или наказать арестом на срок до 15 суток. В Казахстане предусмотрен штраф в 252 500 тенге (600 долларов) или административный арест до 10 суток. В Великобритании родители, чьи дети участвуют в митингах и пропускают занятия в школах, обязаны заплатить в госказну сумму, эквивалентную 155 долларам.

В КоАП установлена ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, которое выражается в совершении их детьми определенных деяний, которые несут в себе признаки административных правонарушений либо уголовных деяний.

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин (ст. 9.4. КОАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»).

Административная ответственность, предусмотренная статьей 23.34 КоАП «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий», влечет за собой наложение штрафных санкций до пятидесяти базовых величин или административный арест, а в случаях нарушений, сопровождающихся выплатой вознаграждений, –           до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство (ст.17.1 КоАП). Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Запрещается агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда войны, содержатся призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорбления и клевета в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в депутаты, а также призывы, побуждающие или имеющие своей целью побуждение к срыву, или отмене, или переносу срока выборов, назначенных в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме уголовной и административной ответственности установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, обязан его возместить.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 369-3 УК РБ «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» и заключается в следующем.

Публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иная организация или проведение таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 293 и 342 УК РБ, – наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признаются массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК).

Кроме того участникам любого разрешенного мероприятия с массовым пребыванием граждан необходимо знать, что при проведении массовых мероприятий существуют обязательные для соблюдения ограничения и запреты.

Так, при проведении массового мероприятия его участники обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов проводимого массового мероприятия, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Во время проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования запрещается:

  • препятствовать движению транспортных средств и пешеходов;
  • создавать помехи для бесперебойного функционирования организаций;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников органов внутренних дел в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;
  • иметь при себе холодное, огнестрельное, газовое или иное оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы, их имитаторы и муляжи, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, использование которых может представлять угрозу жизни и здоровью людей либо причинить материальный ущерб гражданам и организациям;
  • осуществлять пропаганду войны или экстремистскую деятельность, в том числе с использованием плакатов, транспарантов или иных средств; действовать методами, создающими угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью участников указанных мероприятий или других лиц, либо скрывать свои лица под масками;
  • пользоваться флагами, вымпелами, не зарегистрированными в установленном порядке, а также эмблемами, символами, плакатами и транспарантами, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам и законным интересам граждан;
  • совершать любые действия, нарушающие установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекать к таким действиям любыми методами;
  • участвовать в массовом мероприятии в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • осуществлять реализацию алкогольных напитков и пива в местах проведения указанных мероприятий и в радиусе 500 метров прилегающих к ним территорий.
свернуть

Административная ответственность родителей, предусмотренная ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течении одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 КоАП Республики Беларусь от административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

свернуть