|
Дети одинаковы, точнее, равны. Они равны и одинаковы – перед добрым и худым. Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями. Альберт Лиханов. Драматическая педагогика |
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в родительской семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни – по длительности и силе своего воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений, именно в семье предопределяются закономерности формирования будущего человека. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.
Родительский университет – это возможность, повышая свою родительскую компетентность, с успехом преодолевать все трудности роста ребенка. Это возможность, постоянно повышая свою родительскую квалификацию, стать еще более успешным и в других сферах своей жизни.
Родительский университет – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаниями и опытом по вопросам воспитания и развития детей, способствующий пониманию и перемене определенных жизненных представлений участников. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе университета могут принимать участие специалисты различных организаций, осуществляющих просветительскую и профилактическую деятельность.
Родительский университет – мало используемая форма работы с родителями в учреждениях образования, хотя, на наш взгляд, очень эффективная, так как позволяет осуществлять не только психолого-педагогическое просвещение, и способствует формированию атмосферы доверия и настоящего сотрудничества между педагогами и родителями.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи, направления, структуру и порядок организации деятельности родительского университета, организованного на базе государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа».
1.2. Родительский университет – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаниями и опытом по вопросам воспитания и развития детей, способствующий пониманию и перемене определенных жизненных представлений участников.
1.3. В своей деятельности родительский университет руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, инструктивно-методическим письмом Министерства образования «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»», Уставом учреждения образования и другими нормативно-правовыми актами по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
1.4. Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
1.5. Персональный состав родительского университета утверждается приказом директора учреждения образования в начале учебного года.
1.6. Руководителем родительского университета, организованного на базе государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа», является педагог социальный О.С. Петюк.
1.7. В состав родительского университета входят:
- Р.А. Савицкая, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Коссовская СШ»;
- О.С.Кононович, учитель начальных классов, представитель родительской общественности;
- Е.М. Попок, представитель родительской общественности;
- А.М. Колесник, представитель родительской общественности;
- С.Н. Масло, представитель родительской общественности.
- К деятельности работы университета привлекаются классные руководители.
1.8. Длительность работы университета.
Продолжительность работы над опытом составит 2 учебных года – 2020-2021 учебный год и 2021-2022 учебный год. За этот период работа пройдет следующие этапы:
- Подготовительный этап
- Изучение научно-методической литературы по данному вопросу.
- Основной этап
- Разработка плана работы родительского университета;
- Создание условий для организации работы родительского университета;
- Проведение заседаний родительского университета.
- Заключительный этап
- Ежегодный анализ результатов работы над опытом;
- Определение перспективы дальнейшего совершенствования опыта в своей профессиональной практике.
1.9. Встречи в родительском университете «Компетентный родитель» проводятся 1 раз в неделю, в шестой школьный день, согласно плана работы родительского университета, продолжительность 1-1,5 часа.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
2.1. Основной целью родительского университета является создание условий для организации комплексного психолого-педагогического просвещения родителей, повышения педагогической и психологической компетентности родителей.
2.2. Задачи родительского университета:
-Осуществление консультационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) с учетом их потребностей, интересов, уровня педагогической компетентности.
-Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в триаде школа – родитель – ребенок.
- Обеспечение преемственности воспитания в семье и учреждении образования.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания и позитивного родительства.
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1 Информационно-просветительское:
- обеспечение родителей информацией о работе учреждения образования;
- организация работы университета с коллективом родителей;
- индивидуальная социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь;
- использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
3.2. Организационно-педагогическое:
- осуществление консультативной помощи законным представителям несовершеннолетних по проблемам воспитания детей;
- разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психологического развития детей;
- вовлечение родителей в совместную с педагогами деятельность в университете.
3.3. Основные проблемы, на решение которых направлена деятельность университета:
- Повышение родительской компетентности.
- Улучшение качества детско-родительского взаимодействия.
- Оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;
- Предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем.
- Воспитание родительской ответственности.
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
- принцип уважения и понимания друг друга;
- принцип активности;
- принцип конфиденциальности;
- принцип учета пожеланий и предложений каждого члена университета;
- принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.
- ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
- дискуссии, брифинги, активные диалоги;
- ролевые игры;
- творческие презентации;
- практические семинары;
- просмотр видеосюжетов;
- мини – лекции, круглые столы;
- групповые и индивидуальные упражнения, мозговые штурмы (брейнсторм), решение проблемных ситуаций;
- обмен личным опытом в воспитании детей и решении жизненных ситуаций;
- релаксационные упражнения;
- практические рекомендации: брошюры, памятки, буклеты;
- дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, оформление стендов, анкетирование, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИТВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТА:
- Повышение родительской компетентности, формирование осознанного родительства.
- Улучшение микроклимата в семье.
- Установление доверительных отношений между семьёй и учреждением образования;
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Сплочение родительского коллектива;
- Распространение положительного опыта семейного воспитания;
- Охват родительским университетом большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
- ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
7.1 Руководитель родительского университета обязан:
- осуществлять руководство родительским университетом, осуществлять контроль его деятельности;
- осуществлять анализ деятельности родительского университета;
7.2 Руководитель родительского университета имеет право:
- вносить предложения по вопросам деятельности родительского университета;
- освещать мероприятия, проводимые в школе в рамках работы родительского университета для анализа и оптимизации педагогической деятельности;
- освещать работу университета на сайте учреждения образования, на заседаниях педагогического совета.
7.3. Члены родительского университета обязаны:
- популяризировать деятельность родительского университета;
- участвовать в планировании деятельности родительского университета;
7.4 Члены родительского университета имеют право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности родительского университета и вносить предложения по ее совершенствованию.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Организация взаимодействия учреждения образования и семьи в форме родительского университета представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и способствует укреплению связи между школой и семьями учащихся. Считаем, что родительский университет – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.