Положение о родительском клубе

 

 

Дети одинаковы, точнее, равны.

Они равны и одинаковы – перед добрым и худым.

 Дети поначалу походят на промокашки: впитывают в себя все, что грамотно или безобразно написано родителями.

Альберт Лиханов.

Драматическая педагогика

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в родительской семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни – по длительности и силе своего воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений, именно в семье предопределяются закономерности формирования будущего человека. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботится о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.

Родительский университет – это возможность, повышая свою родительскую компетентность, с успехом преодолевать все трудности роста ребенка. Это возможность, постоянно повышая свою родительскую квалификацию, стать еще более успешным и в других сферах своей жизни.

Родительский университет – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаниями и опытом по вопросам воспитания и развития детей, способствующий пониманию и перемене определенных жизненных представлений участников. Данная форма интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе университета могут принимать участие специалисты различных организаций, осуществляющих просветительскую и профилактическую деятельность.

Родительский университет – мало используемая форма работы с родителями в учреждениях образования, хотя, на наш взгляд, очень эффективная, так как позволяет осуществлять не только психолого-педагогическое просвещение, и способствует формированию атмосферы доверия и настоящего сотрудничества между педагогами и родителями.

 

 

 

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи, направления, структуру и порядок организации деятельности родительского университета, организованного на базе государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа».

1.2. Родительский университет – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаниями и опытом по вопросам воспитания и развития детей, способствующий пониманию и перемене определенных жизненных представлений участников. 

1.3. В своей деятельности родительский университет руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, инструктивно-методическим письмом Министерства образования «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»», Уставом учреждения образования и другими нормативно-правовыми актами по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

1.4. Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

 1.5. Персональный состав родительского университета утверждается приказом директора учреждения образования в начале учебного года.

1.6. Руководителем родительского университета, организованного на базе государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа», является педагог социальный О.С. Петюк.

1.7. В состав родительского университета входят:

  • Р.А. Савицкая, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Коссовская СШ»;
  • О.С.Кононович, учитель начальных классов, представитель родительской общественности;
  • Е.М. Попок, представитель родительской общественности;
  • А.М. Колесник, представитель родительской общественности;
  • С.Н. Масло, представитель родительской общественности.
  • К деятельности работы университета привлекаются классные руководители.

1.8. Длительность работы университета.

Продолжительность работы над опытом составит 2 учебных года – 2020-2021 учебный год и 2021-2022 учебный год. За этот период работа пройдет следующие этапы:

  • Подготовительный этап

-   Изучение научно-методической  литературы по данному вопросу.

  • Основной этап

-  Разработка плана работы родительского университета;

- Создание условий для организации работы родительского университета;

Проведение заседаний родительского университета.

  • Заключительный этап

-  Ежегодный анализ результатов работы над опытом;

- Определение перспективы дальнейшего совершенствования опыта в своей профессиональной практике.

1.9. Встречи в родительском университете «Компетентный родитель» проводятся 1 раз в неделю, в шестой школьный день, согласно плана работы родительского университета, продолжительность 1-1,5 часа.

 

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

2.1. Основной целью родительского университета является создание условий для организации комплексного психолого-педагогического просвещения родителей, повышения педагогической и психологической  компетентности родителей.

 

2.2. Задачи родительского университета:

-Осуществление консультационно-просветительской работы с родителями (законными представителями) с учетом их потребностей, интересов, уровня педагогической компетентности.

 -Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в триаде школа – родитель – ребенок.

- Обеспечение преемственности воспитания в семье и учреждении образования.

- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания и позитивного родительства.

 

3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1 Информационно-просветительское:

- обеспечение родителей информацией о работе учреждения образования;

- организация работы университета с коллективом родителей;

- индивидуальная социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь;

- использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

3.2. Организационно-педагогическое:

- осуществление консультативной помощи законным представителям несовершеннолетних по проблемам воспитания детей;

- разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психологического развития детей;

- вовлечение родителей в совместную с педагогами деятельность в университете.

3.3. Основные проблемы, на решение которых направлена деятельность университета:

  • Повышение родительской компетентности.
  • Улучшение качества детско-родительского взаимодействия.
  • Оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;
  • Предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем.
  • Воспитание родительской ответственности.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
  • принцип уважения и понимания друг друга;
  • принцип активности;
  • принцип конфиденциальности;
  • принцип учета пожеланий и предложений каждого члена университета;
  • принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА:
  • дискуссии, брифинги, активные диалоги;
  • ролевые игры;
  • творческие презентации;
  • практические семинары;
  • просмотр видеосюжетов;
  • мини – лекции, круглые столы;
  • групповые и индивидуальные упражнения, мозговые штурмы (брейнсторм), решение проблемных ситуаций;
  • обмен личным опытом в воспитании детей и решении жизненных ситуаций;
  • релаксационные упражнения;
  • практические рекомендации: брошюры, памятки, буклеты;
  • дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, оформление стендов, анкетирование, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИТВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТА:
  • Повышение родительской компетентности, формирование осознанного родительства.
  • Улучшение микроклимата в семье.
  • Установление доверительных отношений между семьёй и учреждением образования;
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • Сплочение родительского коллектива;
  • Распространение положительного опыта семейного воспитания;  
  • Охват родительским университетом большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.     

 

  1. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

7.1 Руководитель родительского университета обязан:

- осуществлять руководство родительским университетом, осуществлять контроль его деятельности;

- осуществлять анализ деятельности родительского университета;

7.2 Руководитель родительского университета имеет право: 

- вносить предложения по вопросам деятельности родительского университета;

- освещать мероприятия, проводимые в школе в рамках работы родительского университета для анализа и оптимизации педагогической деятельности;

- освещать работу университета на сайте учреждения образования, на заседаниях педагогического совета.

7.3. Члены родительского университета обязаны:

- популяризировать деятельность родительского университета;

- участвовать в планировании деятельности родительского университета;

7.4 Члены родительского университета имеют право:

- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности родительского университета и вносить предложения по ее совершенствованию.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Организация взаимодействия учреждения образования и семьи в форме родительского университета представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и способствует укреплению связи между школой и семьями учащихся.  Считаем, что родительский университет – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.