Абитуриенту 2023

Дорогие выпускники!

Надеемся, что материалы этой страницы помогут как выпускникам 11 класса, так и учащимся, заканчивающим в  учебном году 9 классов.


«Горячая телефонная линия» приемной комиссии учреждений высшего образования

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 15 марта 2023 г. № 99 О специальностях профессионально-технического, среднего специального образования, соответствующих профилю (направлению) высшего образования 

Готовимся к ЦЭ 2023

О завершении 2022/2023 учебного года и проведении итоговой аттестации учащихся 11 классов

Управление общего среднего образования

О проведении в 2022/2023 учебном году централизованных экзаменов, выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ)

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

  • ЦЭ проводится в мае 

В 2023/2024 учебном году централизованные экзамены пройдут 27 и 30 мая. Первым состоится экзамен по профильным учебным предметам, затем - экзамен по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык". 

  • В год окончания школы результаты ЦЭ необходимы для поступления в ВУЗ

Это связано с тем, что в год окончания школы выпускники имеют право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ им в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты уже имеют выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдавать по всем предметам ЦТ.

  • Регистрация на ЦЭ

Регистрация на ЦЭ проходит в апреле (в 2023 году процедура прошла в срок с 1 по 20 апреля). Регистрирует учащихся и в дальнейшем выдаёт пропуски комиссия, созданная в учреждении образования. Выбор учебного предмета для сдачи экзамена не зависит от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в ВУЗ или вторым. После регистрации изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов невозможно. 

  • Почему этап регистрации на ЦЭ важен?

Если выпускник планирует в год окончания школы поступить в ВУЗ, то регистрация на ЦЭ является этапом, на котором необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения, т.к. изменить его в период вступительной кампании уже не получится. Пример: учащийся XI класса зарегистрировался на ЦЭ по русскому языку и ЦЭ по иностранному языку. Теперь, выбирая предмет для сдачи ЦТ, он должен ориентироваться только на те специальности в ВУЗах, при поступлении на которые требуется сдавать иностранный язык. Поступить на инженера или психолога в этом году он уже не сможет.     

  • Экзамен проводится в форме ЦТ

ЦЭ, как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). В 2023 году вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах не было, все задания соответствовали базовому уровню школьной учебной программы. Вопрос включения вопросов пятого уровня сложности в тесты 2024 года в данный момент обсуждается. Следите за информацией на нашем сайте.

  • Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме ЦЭ?

Нет, для получения аттестата об общем среднем образовании необходимо сдать только два централизованных экзамена. Однако обращаем внимание, что на 2024 год Министерством образования запланировано проведение республиканской контрольной работы по истории Беларуси для учащихся XI класса. Участие в РКР обязательно. 

  • Все выпускники Ивацевичского района сдают ЦЭ на базе одного учреждения 

Централизованный экзамен для выпускников учреждений общего среднего образования Ивацевичского района проходит на базе УО "Ивацевичский государственный аграрный колледж". Доставка учащихся на ЦЭ организовывается учреждениями образования.

  • Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?

Нет, доставка на экзамен проходит централизованно. Учащиеся XI класса собираются в школе и после поддерживающего завтрака отправляются в сопровождении педагогического работника к месту проведения ЦЭ. 

  • Какой документ вместо паспорта можно предъявить на ЦЭ?

При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, либо ID-карта, либо специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.

      Что брать с собой и как одеться на ЦЭ?

  • К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

  • Результаты ЦЭ можно узнать на сайте РИКЗ или оперативно получить по SMS-запросу 

Результаты ЦЭ в течение 10 рабочих дней бесплатно размещаются на сайте РИКЗ в личных кабинетах абитуриентов, а также в разделе "ЦЭ > Результаты ЦЭ" (доступны при указании серии и номера паспорта, учебного предмета и номера бланка). Узнать свои баллы раньше, чем они появятся на сайте, можно по SMS-запросуДля двух экзаменов – один запрос стоимостью 2,5 бел. руб. (на 2023 год).

  • От результатов ЦЭ зависит итоговая отметка в аттестате 

Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, становится итоговой отметкой учащегося, которую выставляют в аттестат. 

  • В случае, если учащийся получит на ЦЭ 0 баллов, будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, составит от 3 баллов и выше.

  • Сертификаты ЦЭ вручаются во время выпускного вечера

Сертификаты ЦЭ вместе с аттестатами торжественно вручаются выпускникам во время выпускного вечера. Сертификаты действительны в течение двух лет.

  • Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

В 2023/2024 учебном году установлено два резервных этапа: в июле (в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни); 19 и 21 августа. После сдачи ЦЭ в резервные дни учащиеся получат аттестаты в индивидуальном порядке. Учащиеся, которые примут участие в первом резервном этапе, смогут принять участие во вступительной кампании в колледжи и ВУЗы. 

  • Учащиеся, которые нарушат правила проведения ЦЭ, лишаются возможности поступить в ВУЗ в год окончания школы 

Учащиеся, удалённые с экзамена за нарушение правил его проведения, сдают ЦЭ в августе, когда вступительная кампания в ВУЗы уже завершена. Следовательно, данные учащиеся не смогут поступить в ВУЗ в год окончания школы.  

  • Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ

Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады). 

  • Кто ещё может быть освобождён от ЦЭ?

Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показателям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и, соответственно, поступить в ВУЗ.  

  • В чём преимущества ЦЭ? 

– уменьшение нагрузки на учащихся, в первую очередь на тех, кто поступает в ВУЗ:

до 2023 года выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Введение ЦЭ значительно уменьшило нагрузку на учащихся, которым теперь для поступления в ВУЗ достаточно сдать только два ЦЭ и одно ЦТ.

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения).

 

свернуть

О репетиционном тестировании

Желающие пройти репетиционное тестирование (в том числе в онлайн-формате) могут регистрироваться на сайте РИКЗ в личном кабинете.

Там же выбирайте пункт тестирования и доступные даты. РТ проводится по 15-и учебным предметам за курс общего среднего образования.

Последний срок регистрации на определённую дату заканчивается 23:59 днём ранее.

https://rikc.by/

Онлайн-регистрация на РТ: пошаговая инструкция. 

https://adukar.com/by/news/abiturientu/kak-zaregistrirovatsya-na-rt-onlajn-poshagovaya-instrukciya

 

свернуть

1-ый этап репетиционного тестирования

            

I этап репетиционного тестирования

пройдет в ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»

в следующие даты:

09 декабря 2023 г. – математика, биология,  обществоведение, география;

10 декабря 2023 г. – русский язык, белорусский язык;

16 декабря 2023 г. – физика, химия, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, иностранные языки;

17 декабря 2023 г. – резервный день по всем предметам.

 

Онлайн-регистрация на РТ: https://rikc.by/ 

Оплата за участие – 9,90 руб.

свернуть

Абитуриенты, с которых не взимается плата за прием и оформление документов для участия в централизованном тестировании

 

(согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. N 565 "О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2008 г., N 95, 5/27523), при подаче заявления представляют:

ксерокопии единого билета либо иных документов, подтверждающих наличие статуса детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

ксерокопию удостоверения инвалида - для инвалидов I и II группы или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

ксерокопию удостоверения инвалида Отечественной войны или удостоверения инвалида боевых действий на территории других государств:

(в ред. постановления Совмина от 28.11.2014 N 1114)

для абитуриентов из семей военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы в государствах, где велись боевые действия;

(в ред. постановления Совмина от 25.06.2010 N 970)

для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)

для абитуриентов из семей работников, обслуживавших действующие воинские контингенты в Афганистане или в других государствах и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения боевых действий, кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970)

ксерокопию удостоверения инвалида о праве на льготы - для абитуриентов из семей граждан, в том числе уволенных в запас (отставку), из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736, от 28.11.2014 N 1114)

ксерокопию удостоверения о праве на льготы (справки о праве на льготы для детей):

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970)

для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане либо в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)

для абитуриентов из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

(абзац введен постановлением Совмина от 25.06.2010 N 970; в ред. постановлений Совмина от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736)

выписку из медицинских документов - для лиц, страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

справку о месте жительства и составе семьи - для лиц из семей, в которых воспитывается трое и более несовершеннолетних детей.

(часть четвертая п. 12 введена постановлением Совмина от 16.04.2008 N 565)

 

свернуть

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

ЦТ и ЦЭ в вопросах и ответах

Централизованное тестирование Централизованные экзамены
Письменные тесты
по учебным предметам
для поступления
в учреждения высшего образования
Выпускные экзамены
в 11 классе, результаты которых 
в год окончания школы необходимы
для поступления в ВУЗ
 
Для поступления в ВУЗ выпускникам 2023 года необходимо будет предоставить в приёмную комиссию результаты двух ЦЭ (одно из них обязательно - русский или белорусский язык) и одного ЦТ. Набранные баллы суммируются с баллами аттестата: с итоговой суммой баллов абитуриенты участвуют в конкурсе на поступление. Больше одного ЦТ в год окончания школы сдавать нельзя! Выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ. Предметы, по которым необходимо сдать ЦЭ/ЦТ для поступления на ту или иную специальность, указаны на сайтах ВУЗов.
 
Централизованный экзамен вводится с 2023 года и является новой формой выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, которая призвана снизить нагрузку на выпускников школ, поступающих в учреждения высшего образования. 

Учащиеся XI класса будут сдавать ЦЭ по двум учебным предметам:

  • «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося);
  • профильный предмет из числа тех, по которым предусмотрено ЦТ (по выбору учащегося)

Линия-разделитель

Централизованное тестирование пройдёт в срок с 14 июня по 6 июля 2023. Через неделю после последнего ЦТ начнётся выдача сертификатов, в которых будет указано количество баллов, набранных абитуриентом, - максимум 100 по каждому предмету. Если ЦТ было пропущено по уважительной причине, подтверждённой документально, абитуриенту разрешат пройти тестирование в резервный день (в период с 8 по 12 июля).
 
Часто задаваемые вопросы про ЦТ и ЦЭ
(для подробного ответа нажимайте на вопрос)

СКОЛЬКО ВСЕГО ЦТ РАЗРЕШЕНО СДАВАТЬ?

Выпускники 2023 года смогут сдать ЦТ только по ОДНОМУ ПРОФИЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ!

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ЦТ и ЦЭ?

Регистрация на ЦЭ пройдёт в период с 1 по 20 апреля 2023. Зарегистрирует учащихся комиссия, созданная в учреждении образования. Изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов после регистрации будет невозможно. Регистрация на ЦТ осуществляется самими учащимися в срок с 10 мая по 1 июня 2023. Выбирается учебный предмет и пункт тестирования. Зарегистрироваться и оплатить ЦТ можно через интернет, однако за пропуском придётся съездить лично. Без пропуска вас не допустят к прохождению тестирования. Пропуск с отметкой "Тестирование прошёл" сохраняется до получения сертификата. Стоимость одного теста в 2022 году составила 3,2 бел. руб.

 

КАКИЕ ЗАДАНИЯ БУДУТ НА ЦТ и ЦЭ?

Централизованный экзамен будет проводиться в форме ЦТ, таким образом, задания на ЦЭ и ЦТ будут идентичны. Министерство образования Республики Беларусь ежегодно утверждает спецификации тестов ЦТ. В спецификациях прописаны темы, которые необходимо изучить, количество и уровень сложности заданий, а также структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету.
 
Утверждённые спецификации тестов на 2023 год будут опубликованы в ближайшее время, однако уже известно, что структура заданий на ЦТ (и, соответственно, на ЦЭ) претерпела существенные изменения по сравнению с прошлым годом: часть А уменьшена до 35-45%, часть Б увеличена до 55-65%.
Подготовиться к ЦТ и ЦЭ поможет обучение в профильном классе, факультативные занятия, специальные видеоуроки (см. внизу статьи), а также самостоятельная проработка тестов. Рекомендуем тестовые материалы РИКЗ и тесты онлайн от преподавателей образовательного центра "Адукар". По содержанию и сложности тесты аналогичны тем, что даются на централизованном тестировании. Важную роль играет также участие в репетиционном тестировании.

Линия-разделитель

Репетиционное тестирование поможет вам подготовиться к ЦТ и ЦЭ, причём не только в плане знаний, но и психологически, что не менее важно. Участники РТ получают возможность оценить свои возможности, прочувствовать атмосферу тестирования, научиться правильно заполнять бланки. РТ проходит в три этапа на базе школы. Первый этап прошёл с 14 по 17 ноября 2022 года. Второй этап состоится в январе-феврале 2023 года.

КАК УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЦТ?

Результат теста обрабатывается в среднем в течение 10 рабочих дней, после чего его можно бесплатно узнать на сайте РИКЗ, указав номер и серию паспорта и номер бланка ответов (записывается в пропуск во время ЦТ). Подключение платной услуги по SMS-информированию позволит вам узнать результат вашего теста на 1-1,5 часа раньше, чем он будет размещён на сайте. В 2022 году стоимость платной услуги составила 2,5 бел. руб.  

КАК ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ и ЦТ?

Выдача сертификатов ЦЭ пройдёт непосредственно в школе, а за сертификатом ЦТ придётся съездить в пункт тестирования. Выдача сертификатов ЦТ начинается примерно через неделю после последнего теста (лично абитуриентам при предъявлении паспорта, аттестата и пропуска на ЦТ).
СЕРТИФИКАТЫ ЦЭ/ЦТ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ДОКУМЕНТАМИ ПОДАЮТСЯ В ПРИЁМНУЮ КОМИССИЮ ВУЗА.
 
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В 2023 ГОДУ ТАКЖЕ БУДУТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ СЕРТИФИКАТЫ ЦТ-2022.
МОЖНО ЛИ ПОСТУПИТЬ В ВУЗ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ?

Выпускники школ, поступающие в соответствии с договором о целевой подготовке на сельскохозяйственные специальности, зачисляются на эти специальности без экзаменов. Договор о целевой подготовке не только гарантирует рабочее место, но и предусматривает ежемесячную выплату стимулирующего характера к основной стипендии.

Стать студентами без сдачи вступительных экзаменов также имеют возможность медалисты, победители олимпиад (в том числе университетских, в которых смогут принять участие учащиеся XI классов) и некоторые другие категории абитуриентов. 

свернуть

ШКАЛА перевода результатов ЦЭ

Какие предметы входят в средний балл аттестата в 2023 году?

 

Согласно постановлению №274 в аттестат об общем среднем образовании в 2023 году входят отметки по 18 учебным предметам:

- белорусскому языку;
- белорусской литературе;
- русскому языку;
- русской литературе;
- иностранному языку;
- математике;
- физике;
- информатике;
- астрономии;
- биологии;
- химии;
- истории Беларуси;
- всемирной истории;
- обществоведению;
- географии;
- трудовому обучению;
- физической культуре;
- медицинской и допризывной подготовке.

К слову, в 2022 году в этом списке было еще и черчение, но его заменило трудовое обучение. Также с этого учебного года появилась новая графа «Поведение».

Кроме того, в школьном аттестате предусмотрены графы для указания дисциплины, которая изучалась на повышенном уровне, а также прописывают, какие факультативы освоены.

https://1prof.by/news/v-strane/proshhaj-shkola-kakie-otmetki-v-2023-godu-vnesut-v-shkolnyj-attestat-i-chto-napishut-v-grafe-povedenie/

Материалы мессенджера Вайбер: Знай Бай - Школьные новости Беларуси

свернуть

Учебные заведения Республики Беларусь

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА УЧАЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Подготовку к сдаче экзаменов можно разделить на две части:

- как готовиться к экзаменам;

- как сдавать экзамены.

 

Как готовиться к экзаменам

  • Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.
  • Для этого необходимо сделать несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.
  • Внимание! На одной карточке — один вопрос!
  • Теперь перемешай карточки, затем вытаскивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо — поставь на карточке крестик, если немного хуже — треугольник, если совсем плохо — квадрат.
  • При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного - где нарисован крестик.
  • Составь план повторения.
  • За два месяца до начала экзаменов распредели объем материала по неделям.
  • Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.
  • При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше.
  • Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.
  • Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.
  • За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного “отлежаться”.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 

Как помочь детям подготовиться к экзаменам (ЦТ)

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене (ЦТ), и не критикуйте ребенка после экзамена (ЦТ). Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена (ЦТ) – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» Эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций, быть ответственным, сильным и с то же время тонким и чутким. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения, поощрения его деятельности, создания благоприятной атмосферы доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Выпускнику будет важна Ваша психологическая поддержка, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь принять сами и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Чтобы помочь ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в который будет поступать ваш ребенок.

Подберите наиболее оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморелаксации не составит большого труда для Вас. Постарайтесь научиться сами, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы. Решив одну проблему, человек сталкивается с другой, уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблем для себя и ребенка. Например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!»

     Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами:  «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него.  Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

-        Опираться на сильные стороны ребенка,

-        Избегать подчеркивания промахов ребенка,

-        Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерителем его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент способны справиться со своими эмоциями, то подросток в силу своих возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Старайтесь повысить уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал во время подготовки к экзамену.

Обратите особое внимание на питание ребенка: в период интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансирован ими комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.

Помогите ребенку распределить учебный материал (темы подготовки) по дням.

 Познакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический  материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить его смысл и логику. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не владеет этими приемами, покажите ему, как это делается, не конкретном примере. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.

Полезно готовиться к экзамену вдвоем с товарищем, пересказывая друг другу пройденный материал,

 Подготовьте различные варианты текстовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сбор пиков тестовых заданий, воспользуйтесь какими либо ИЗ них). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в выполнении тестов, поскольку эта форма существенно тип чается от привычных ему письменных и устных экзаменов,

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться но времени и правильно ого распределять. Тогда у него будет навык концентрироваться на заданиях на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо выспаться и восстановить силы.

Если ребенок привык заниматься поздно вечером и ночью и это не наносит особого ущерба его здоровью, ломать стереотип не стоит — перестройка может потребовать больших усилий. Но все же ночью полезнее для здоровья спать. Сон должен быть не менее 8 часов.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Как и чем кормить ребенка в период экзаменов?

В напряженные периоды жизни, к которым относится и подготовка к экзаменам, физиологические потребности организма угнетены. Поэтому подростки порой отказываются от еды или едят только определенные продукты. Наладить нормальное питание во время экзаменов очень важно — это создаст основу для полноценной учебной работы. В рационе учащегося или абитуриента обязательно должны присутствовать:

белки (мясо и особенно рыба, а также молочные продукты);

витамины (свежие овощи и фрукты, зелень, соки). Поскольку в рационе современных детей витаминов, как правило, не хватает, имеет смысл пополнить его витаминизированными продуктами и витаминными комплексами.

Как его беречь?

Период сдачи ребенком выпускных и вступительных экзаменов во многих семьях — время нервное и суетливое. Подчас мамы и папы нервничают гораздо больше самих детей, постоянно говорят на эту тему, дергают ребенка, пугают его страшными перспективами «непоступления». Между тем именно в это время мальчик или девочка больше всего нуждаются в спокойной доброжелательной обстановке, в понимании и любви родителей. Поэтому стоит постараться немного снизить накал страстей, умерить родительские амбиции. Ведь для нас гораздо важнее сохранить физическое и психическое здоровье ребенка, чем получить заветную «пятерку» или добиться медали ценой его будущего благополучия и счастья. Важно, чтобы абитуриент твердо знал: какую бы отметку он ни получил на экзамене, какая бы неудача его ни постигла, любовь и вера в него родителей всегда останутся прежними. Тогда и самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее и спокойнее. Ваша поддержка и разумная похвала — то, в чем особенно нуждаются дети в экзаменационную пору.

Чем и от чего его лечить?

Некоторые заботливые родители, особенно мамы, набравшись ума-разума от «опытных» знакомых, пичкают своих выпускников лекарствами «для головы» или «от нервов». Врачи напоминают, что никаких препаратов без медицинских показаний давать детям нельзя!

Пожалуй, единственным исключением, считают медики, может быть глицин. Этот препарат содержит аминокислоту, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает обменные процессы в клетках головного мозга, чем положительно влияет на его функции, способствует уменьшению раздражительности, оказывает легкое успокаивающее действие, нормализует сон. Если нарушения сна принимают стойкий характер, можно порекомендовать экстракт валерианы в таблетках. И все! Остальные назначения, если они необходимы вашему ребенку, может сделать только врач, который его хорошо знает.

Синдром отличницы

Известно, что большинство медалистов среди выпускников школ — девочки. Некоторые из них заканчивают школу на круглые «пятерки» благодаря своим выдающимся способностям и учатся довольно легко. Но многие зарабатывают свою медаль тяжким трудом, часами просиживая над учебниками, недосыпая, отказываясь от всех радостей и развлечений своего возраста. И это не проходит бесследно.

Ученые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков обследовали молодых беременных женщин и рожениц с отклонениями в течении беременности и родов. И выяснили, что абсолютное большинство из них — те самые бывшие отличницы, которые теперь расплачиваются за свои школьные и институтские успехи здоровьем — своим и своих детей. Это явление так и назвали — «синдром отличницы». Спросите себя сегодня: что важнее — лишняя «пятерка» в аттестате или счастье будущей женщины, жены и матери?

Портрет стресса

Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.

Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатра­ты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.

Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.

Физиологические симптомы:

кожная сыпь; головные боли;

тошнота;

диарея («медвежья болезнь»);

мышечное напряжение;

углубление и учащение дыхания;

учащенный пульс;

перепады артериального давления.

Эмоциональные симптомы:

чувство общего недомогания;

растерянность;

паника;

страх;

неуверенность;

тревога;

депрессия; to подавленность;

 раздражительность.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;

неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);

воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;

кошмарные сновидения;

ухудшение памяти;

снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы:

стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;

избегание любых напоминаний об экзаменах;

снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;

вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;

увеличение употребления кофеина и алкоголя;

ухудшение сна;

ухудшение аппетита.

Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.

Если ребенок сильно нервничает по поводу предстоящих экзаменов — помогите ему. Не отделывайтесь фразой: «Если бы ты хорошо готовился, ты бы ничего не боялся». Большинство современных выпускников 11 класса чувствуют огромную ответственность перед сдачей выпускного, ведь результаты ЕГЭ будут засчитываться при поступлении в вуз. И некоторые родители это чувство всеми силами подогревают: «Сдашь плохо, придется идти на контрактное обучение. А ты ведь знаешь, у нас на это денег нет, придется влезать в долги». Неудивительно, что у выпускников-абитуриентов на этой почве развивается самый настоящий невроз. Вместе с повышенной нагрузкой это приводит к тому, что перед эк­заменами ребенок оказывается далеко не в лучшей форме: осунулся, под глазами черные круги, а главное, он все время «на взводе» — не подходи.

Видя это, родители школьников сокрушаются, что предэкзаменационные нагрузки выбивают детей из колеи, лишают сна и покоя, а это может пагубно отразиться на их здоровье.

Так отчего же возникает экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главным фактором, провоцирующим развитие стресса, являются отрицательные переживания.

Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48 % юношей и 60 % девушек заметно теряют в весе, а систолическое (верхнее) артериальное давление у них повышается до 140—155 миллиметров ртутного столба. У детей обостряются все кожные заболевания, плохо заживают раны, порезы и даже обычные царапины. Наиболее подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, особенно страдающие хроническими заболеваниями. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто in.....

успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.

Независимо от своего характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего большинства современных школьников и студентов. Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков, считающихся сегодня здоровыми, выше, чем 30 лет назад был у их сверст­ников, стоявщих на учете у неврологов и психиатров.

Опросы, проведенные среди школьников, свидетельствуют, что уже за два месяца до экзаменов ученики выпускных классов чувствуют «тревогу, растерянность, уныние, раздражение, отвращение». Из выпускников лишь четверть опрошенных не испытывали отрицательных эмоций по поводу предстоящей итоговой аттестации. Среди девятиклассников, впервые сдающих выпускные экзамены, спокойных оказалось еще меньше — всего 9 % , остальные отметили, что переживают «боязнь, неуверенность, неприязнь, страх».

Чтобы предупредить возникновение у школьников и студентов экзаменационного стресса, следует, по мнению психологов, как можно лучше подготовить детей к экзаменам. Причем речь идет о подготовке не только предметной (знание материала по экзаменационной дисциплине), но и эмоционально-психологической, позволяющей подростку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент.

Очень важно напомнить школьникам о значении полноценного сна и питания и о главном, по мнению врачей, «антистрессоре» — активном двигательном режиме, помогающем поддерживать психическое равновесие и нормальное физическое состояние. Регулярное недосыпание опасно для психики и чревато ослаблением иммунитета и обострением хронических заболеваний. К ощутимым проблемам с учебой и здоровьем приводит и недостаточное потребление жидкости. В ходе исследований, проведенных британскими учеными, выяснилось, что дети, выпивающие в сутки до восьми стаканов воды, получают лучшие оценки, чем их «малопьющие» сверстники. Такую закономерность ученые склонны объяснять тем, что при недостатке жидкости в организме ухудшается работа почек и на этом фоне возникают урологические инфекции. В результате дети плохо сосредотачиваются и хуже усваивают учебный материал.

Кому, как не родителям, нужно проследить за тем, чтобы ребенок не страдал от нехватки питья? Причем полезна чистая питьевая вода, а вот кофе, заметим еще раз, работоспособность не повышает. Ежедневное употребление 350 мг кофеина (в одной чашке его содержится примерно 100 мг) может заметно усилить стресс, испытываемый человеком в течение дня. Кроме того, кофеин оказывает сильное мочегонное действие, а даже незначительное обезвоживание организма приводит к состоянию повышенной раздражительности. Поэтому если вы видите, что ребенок начинает зевать над учебником, отправляйте его спать или гулять, а не предлагайте выпить лишнюю чашку кофе.

Рекомендации по преодолению стресса, или

 Что нужно сейчас вашему ребенку

Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).

Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.

Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.

Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.

Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные  моменты. Например:

— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей

— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.

— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.

— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.

— В любом случае жизнь на этом не останавливается!

Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:

— Ты сможешь справиться с этим заданием.

— Я уверена, ты справишься.

— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.

— Я в тебя верю!

— Будущее сулит тебе только хорошее!

 

свернуть

Как вести себя во время сдачи экзамена в форме ЦТ

Экзаменационные материалы состоят из двух частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части В отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние рав­новесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЦТ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя мо­менты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до ««своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия зада­ния ««по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совер­шить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно ре­шить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентри­ровать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробе­жать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учиты­вай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Удачи тебе!

ПОМНИ:

— ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме централизованного тестирования руководи­телю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;

— ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявле­ния результата экзамена

 

свернуть

Разные вопросы

Что делать, если на экзамене

Если вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос,

по которому вы можете сказать очень немного.

Не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали поэтому поводу: из телепе­редачи ли, из кинокомедии, из разговора с родителями, друзьями. В процессе написания в голову могут прий­ти какие-то мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на правой—«Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа, —правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа.

Если вы вообще ничего не знаете.

Не говорите об этом экзаменатору, а скажите хоть что-нибудь, типа: «Прежде чем рассказать о творчестве Пушки­на, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще...» Хотя, конечно же, лучше играть по правилам.

Если на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Прежде всего, нет теряйте голову. Сохраните спокойствие, хотя бы внешне, - такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала также, как раньше, а потом, если сможете, другим словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так—смело продолжайте ответ. Если нет—посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили.

Если вы уже почти кончили отвечать и тут-то наконец вспомнили, о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли сказать.

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то выскажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще забыл сказать...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название пункта плана), Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, на досказать, что...», «Следует подчеркнуть».

Если вас не слушают.

Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжай те ответ, как если бы вы этого не заметили.

Если экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить или, еще хуже, отпускает неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить.

Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируй­те внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное—сохранить чувство собственного достоинства.

Если вы оговорились, и все стали смеяться.

Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы—дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми—и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.

Если вам задают дополнительный вопрос.

Не тушуйтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Вре­мени на это требуется совсем немного.

Если вы ошиблись.

Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы, заметили ошибку и знаете, как поправить ее, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы неуверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале.

Если вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали.

Не вступайте в спор, не доказывайте. Вовремя вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелля­цию. И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора—пусть оно не покидает вас и вовремя экзамена.

свернуть