МО учителей иностранных языков

План работы

школьного учебно-методического объединения

учителей иностранного языка

ГУО « Коссовская СШ»

на 2017-2018 учебный год

Тема: Совершенствование предметно-методической подготовки учителей иностранного языка.

Цель:     Создать условия для совершенствования  образовательного процесса по иностранным языкам через повышение профессионального мастерства и уровня языковой и методической компетенции  педагогов.

Задачи:   

 совершенствование уровня языковой и методической компетенции учителей иностранных языков;

овладение современными технологиями преподавания иностранного языка;

достижение целей и задач обучения иностранному языку как средству межкультурного общения;

обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания иностранного языка на основе отечественного и зарубежного образцов;

методическое сопровождение аттестации учителей иностранных языков руководящими работниками и специалистами учреждений общего среднего образования.

 

Заседание №1.

 

Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по учебному предмету «Иностранный язык».

Целевая аудитория: учителя иностранных языков.

Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка в области знаний нормативных документов и инструктивно- методических материалов по преподаванию учебного предмета «Иностранный язык».

 

Задачи:

ознакомить педагогов с нормативными правовыми документами и инструктивно- методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь, определяющими идеологию и стратегию в области языкового образования;

обеспечить мотивацию учителей на корректирование собственной педагогической деятельности в соответствии с требованиями нормативных актов и тенденций развития языкового образования.

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Место проведения: ГУО «Коссовская СШ»

  Дата проведения: 29.08.2017

 Начало работы: 10.00

Оборудование: «Настаўніцкая газета», журналы "Замежныя мовы у Рэспубліцы Беларусь", "Зборнік нарматыўных дакументаў", "Веснік адукацыі".

 

Основное содержание:

Научно-методический блок:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями).

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2017/2018 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 74.

5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).

6. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции постановления от 17.05.2017 № 35).

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».

8. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

9. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III–IX классы – Минск: Национальный институт образования, 2017;

10. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). X–XI классы» – Минск: Национальный институт образования, 2017.

 11. Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванню культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (утверждено заместителем министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С. 06.07.2016 года ).

12. Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования (инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь, утверждено первым заместителем Министра образования Богушем В.А, 08.2016 года)

13. Методические рекомендации по организации обязательного выпускного экзамена по иностранномуязыку от 12.11.2012.

14. Концепция учебного предмета «Иностранный язык». Н.П.Баранова и др. Минск, 2015.

 

Учебно-мегодический блок

1. План работы школьного методического объединения учителей иностранных языков на 2017-2018 учебный год.

Практический блок

Содержание и организация методической работы с учителями иностранных языков в 2017/2018 учебном году.

Планирование работы методического формирования учителей иностранного языка на 2017/2018 учебный год.

3. Работа с учащимися:

районная исследовательская конференция «Дети. Творчество. Интеллект.» (декабрь-2017, январь-2018).

районный фестиваль театральных ученических коллективов на иностранном языке (март- апрель, 2018).

международный конкурс по И Я «Лингвистенок-2018» ( апрель 2018).

I, И, III этапы республиканской олимпиады по иностранным языкам для учащихся 10-11 классов (октябрь-ноябрь 2017, январь 2018).

районная олимпиада по ИЯ для учащихся 5-9 классов (апрель, 2018).

конкурс чтецов, посвященный 220-летию Г.Гейне (13 декабря 2017).

4. Районный конкурс кабинетов ИЯ (2018).

Новинки методической литературы.

Рекомендации.

Информационные источники:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (с изменениями и дополнениями).

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2017/2018 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 74.

5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (с изменениями и дополнениями от 29.09.2010 № 635).

6. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (в редакции постановления от 17.05.2017 № 35).

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования».

8. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Сборник учебных программ для III класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. – Минск: Национальный институт образования, 2017;

9. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). III–IX классы – Минск: Национальный институт образования, 2017;

10. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский). X–XI классы» – Минск: Национальный институт образования, 2017.

 11. Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванню культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (утверждено заместителем министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С.).

12. Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования (инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь, утверждено первым заместителем Министра образования Богушем В.А, 08.2016 года)

13. Концепция учебного предмета «Иностранный язык». Н.П.Баранова и др. Минск, 2015.  

14. Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, кв. категории «учитель-методист».

   15. Сайт Министерства образования – edu.gov.by и сайт Национального института образования www.adu.by

16. Национальный образовательный портал  www.adu.by

 

 Заседание №2.

 

Тема: «Реализация современных подходов к организации образовательного процесса по иностранному языку на III ступени общего среднего образования»  

 

Цель: совершенствование профессионально-личностной компетенции учителей иностранных языков в условиях профильного обучения, а также в условиях проведения обязательного выпускного экзамена по иностранному языку и подготовки к сдаче ЦТ.

 Задачи:

• совершенствовать языковую, речевую, социокультурную компетенцию педагогов;

• освоить пути реализации современных подходов на учебных занятиях по иностранному языку в условиях профильного обучения;

• смоделировать учебное занятие по иностранному языку с использованием дополнительных образовательных ресурсов;

 • освоить методики, способствующие развитию качеств личности, востребованных в процессе межкультурной коммуникации.

• совершенствовать навыки проведения самоанализа учебного занятия по иностранному языку.

Целевая аудитория: учителя иностранных языков.

Форма проведения: теоретический семинар

Место проведения: ГУО «Коссовская СШ»

Дата проведения: 03.11.2017 г.

Начало работы: 10.00

Оборудование: «Настаўніцкая газета», журналы "Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь", "Зборнік нарматыўных дакументаў", "Веснік адукацыі".

                                           Основное содержание:

Научно-методический блок:

1. Комплексные характеристики иноязычной коммуникативной компетенции заданных норм и требований к овладению готовностью и способностью обучающихся осуществлять межкультурное общение с учетом базового и повышенного уровней изучения предмета.

2. Поэтапное формирования умений и навыков.

3. Последовательное формирования готовности пользоваться иностранным языком в рамках основных компетенций; учет преемственности этапов процесса овладения языком; языкового, речевого и личностного субъектного опыта учащихся.

 

Учебно-методический блок:

 

 Эффективный опыт использования на учебных занятиях по иностранному языку современных способов, приемов, компьютерных и социальных технологий в обучении и воспитании учащихся на   III ступени общего среднего образования;

 Использование практических материалов по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на учебных занятиях (новые сборники практических материалов издательства «Аверсэв» по подготовке к выпускному экзамену)  и практических заданий для подготовки к ЦТ.

 

Практический блок:

 

Планирование учебного занятия в рамках одного и того же предметно-тематического содержания речи для базового и повышенного уровней изучения;

 

Новинки методической литературы.

Рекомендации.

Информационные источники:

Бондаренко, Е.В. Лингвострановедческий словарь-справочник как компонент электронных учебно-методических комплексов по иностранным языкам / Е.В. Бондаренко, Н.В. Демченко, И.Г. Колосовская, Д.В. Степанова // Замежныя мовы. – 2014. – № 3. – С. 28–35.

Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. (Метод. биб-ка).

Голубева, В.С. Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный электронный словарь / В.С.Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь.– 2010. – № 1. – С. 14–23.

Григорьев Е.А. Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка / Е.А. Григорьев // Замежныя мовы.– 2014. – № 4. – С. 15–18.

Грушко, Н.Д. Использование видеоматериалов в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся / Н.Д. Грушко // Замежныя мовы.– 2015. – № 1. – С. 21–26.

Ерчак, Н.Т. Художественный фильм как средство развития иноязычной речи на уроке / Н.Т. Ерчак, Ж.Н. Мороз //Замежныя мовы. – 2014.– № 2. – С. 24–29.

Зубрилина, И.В. Система работы с одаренными детьми /

             И.В.Зубрилина //Замежныя мовы. – 2013. – № 1. – С. 21–24.

Зубрилина, И.В. Использование электронных средств обучения в преподавании иностранных языков / И.В.Зубрилина // Замежныя мовы. – 2013. – № 3. – С. 24–29.

Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе // Замежныя мовы ў

            Рэспубліцы Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 54.

Качан Т.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов посредством драматизации / Т.В. Качан, Е.В. Калинина, М.С. Круглинская  // Замежныя мовы. – 2015. – № 1. – С. 14–20. 

Колосовская, И.Г. Проблемно-тематическая организация текстов как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции / И.Г.Колосовская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 3. –   С. 19–24.

 

Заседание №3.

Тема:   «Моделирование учебного занятия по иностранному языку с использованием современных образовательных технологий»

Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов по отбору содержания, моделированию и анализу учебного занятия по иностранному языку с использованием современных образовательных технологий

 Задачи:

• отобрать предметно-тематическое содержание общения для конкретного учебного занятия по иностранному языку согласно обновлѐнному содержанию учебной программы по иностранному языку;

 • определить современные образовательные технологии для данной модели учебного занятия;

• выделить основные показатели эффективности предложенной модели учебного занятия по иностранному языку;

 • смоделировать учебное занятие по иностранному языку с использованием современных образовательных технологий;

 • обсудить домашнее задание (при возможности, дифференцированное) для учащихся к следующему уроку;

 • определить возможность оценивания учебного занятия: взаимооценка и самооценка учащихся; устное оценивание и отметка учителя.

Целевая аудитория: учителя иностранных языков.

Форма проведения: мастерская учителя иностранного языка

Место проведения: ГУО «Коссовская СШ»

Дата проведения: 26.01.2018 г.

Начало работы: 10.00

Оборудование: «Настаўніцкая газета», журналы "Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь", "Зборнік нарматыўных дакументаў", "Веснік адукацьі".

Основное содержание:

Научно-методический блок:

1.   Эффективные методы и приемы работы с учащимися  на уроках иностранного языка

2. Содержание аспектов коммуникативной компетенции учащихся.

3. Использование современных информационно- коммуникационных технологий в здоровьесберегающих условиях.

 

 

Учебно-методический блок:

Современные подходы к освоению учебной программы для базового и повышенного уровней изучения согласно новой концепции учебного предмета «Иностранный язык».  

Проектирование и организация образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык» на основе требований личностноориентированного, компетентностного, коммуникативного, когнитивного и социокультурного подходов в их единстве для обеспечения достижения генеральной цели обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации.  

 Моделирование учителем ситуаций общения, стимулирующих учащихся к решению коммуникативных задач (практический модуль с использованием на уроках иностранного языка примерных заданий по подготовке к выпускному экзамену по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам, изд. «Аверсэв»

 планирование учебного занятия на III ступени общего среднего образования в рамках предметно-тематического содержания речи. 

 

Практический блок:

1. Посещение учебного занятия по иностранному языку.

Учитель английского языка Сорока А.М.

2. Рефлексия педагогической деятельности учителя иностранного языка.

2. Самоанализ учителем проведенного им учебного занятия.

3. Анализ посещенного учебного занятия.

 

 

Новинки методической литературы.

Рекомендации.

Информационные источники:

Баранова, Н.П. Дидактический сценарий урока: от теории к практике /

Н.П.Баранова, Н.В.Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 24–25.

Баранова, Н.П. К вопросу о методической поддержке процесса обучения иностранному языку в школе: дидактический сценарий урока /

 Пассов, Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования / Е.И.Пассов. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2010. – Кн. 1. – 543 с. 34. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

  Севрюкова, Т.Ю. Просто, удобно, эффективно!: Использование программной оболочки Hot potatoes (версия 6.0.) на уроках английского языка / Т.Ю.Севрюкова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2012. – № 3. – С. 24–28.

 Седюкевич С.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании английского языка / С.В. Седюкевич // Замежныя мовы. – 2014. – № 2. – С. 15–23. 37. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 [2] с.

Соловьева, О.А. Технология создания веб-квестов для управления поисково-исследовательской деятельностью учащихся / О.А.Соловьева // Замежныя мовыю. – 2015. – № 1. – С. 8–13. 

Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий: учебнометодическое пособие / П.В.Сысоев, М.Н.Евстигнеев. – Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. – 182 с.

 

Заседание №4.

Тема: «Организация внеурочной деятельности по иностранному языку»

Цель: Создание условий для совершенствования организации внеурочной деятельности по иностранным языкам.

Задачи:

• совершенствовать языковую, речевую, социокультурную компетенцию педагогов;

• освоить пути реализации современных подходов  к организации внеурочной деятельности по иностранному языку;

 

• совершенствовать навыки проведения самоанализа факультативного занятия по иностранному языку.

Целевая аудитория: учителя иностранных языков.

Форма проведения:  семинар-обмен опытом

Место проведения: ГУО «Коссовская СШ»

Дата проведения: 27.04.2018г.

Начало работы: 10.00

Оборудование: «Настаўніцкая газета», журналы "Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь", "Зборнік нарматыўных дакументаў", "Веснік адукацыі".

Основное содержание:

Научно-методический блок:

  Организация внеурочной деятельности как способ повышения эффективности образовательного процесса.

  Основные направления внеурочной деятельности на разных этапах обучения.

  

Учебно-методический блок:

    

Эффективный опыт использования современных способов, приемов, иинформационных и коммуникационных технологий в  организации внеурочной деятельности учащихся на I, II и III ступенях общего среднего образования (учитель немецкого языка Николайчук Т.В.).

Развитие читательской грамотности учащихся в системе основного и дополнительного образования по иностранному языку (учитель немецкого языка Войцеховская И.В.).

Роль мотивации в организации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях  и внеурочной деятельности по иностранному языку (учитель немецкого языка Клетаница С.Н.).

Преемственность содержания и разнообразие форм деятельности на учебных занятиях по иностранному языку и во внеурочное время (посещение факультатива: (учитель английского языка  Ковальчук Е.А.).

Практический блок:

а) посещение факультатива по иностранному языку;

б) самоанализ учителем проведенного им  факультатва;

в) анализ посещенного факультатива.

 

 

Новинки методической литературы.

Рекомендации.

Информационные источники:

 

Аниськович, Н.Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н.Р.Аниськович // Замежныя мовы. – 2013. – № 3. – С. 20–25.

Бабаянц, А.В. Технология стимуляции реального общения на иностранном языке / А.В.Бабаянц // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 3. – С. 60–66. 9. Бабинская, П.К. Коммуникативно ориентированное обучение иностранному языку / П.К.Бабинская // Замежныя мовы ў Рэспубліцы

Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 3–7.

 Баранова, Н.П. К вопросу о методической поддержке процесса обучения иностранному языку в школе: дидактический сценарий урока / Н.П.Баранова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

Баранова, Н.П. Дидактический сценарий урока: от теории к практике /

Н.П.Баранова, Н.В.Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2011. – № 2. – С. 24–25.

Баранова, Н.П. Лингводидактические основания разработки информационно-образовательных ресурсов по учебному предмету «Иностранный язык» / Н.П.Баранова // Замежныя мовы. – 2014. – № 1. – С. 3–

Бартенева, Ю.И. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка / Ю.И.Бартенева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы

Беларусь. – 2010. – № 4. – С. 8–20.

Богова, М.Г. Игры, в которые мы играем / М.Г.Богова // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. – 2010. – № 3. – С. 25–34.

Бондаренко, Е.В. Лингвострановедческий словарь-справочник как компонент электронных учебно-методических комплексов по иностранным языкам / Е.В. Бондаренко, Н.В. Демченко, И.Г. Колосовская, Д.В. Степанова // Замежныя мовы. – 2014. – № 3. – С. 28–35.

Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д.Гальскова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. (Метод. биб-ка).

Голубева, В.С. Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода к обучению иностранному языку: мультимедийный электронный словарь / В.С.Голубева // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь.– 2010. – № 1. – С. 14–23.

Григорьев Е.А. Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка / Е.А. Григорьев // Замежныя мовы.– 2014. – № 4. – С. 15–18.

Грушко, Н.Д. Использование видеоматериалов в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся / Н.Д. Грушко // Замежныя мовы.– 2015. – № 1. – С. 21–26.

Ерчак, Н.Т. Художественный фильм как средство развития иноязычной речи на уроке / Н.Т. Ерчак, Ж.Н. Мороз //Замежныя мовы. – 2014.– № 2. – С. 24–29.

Зубрилина, И.В. Система работы с одаренными детьми /

И.В.Зубрилина //Замежныя мовы. – 2013. – № 1. – С. 21–24.

Зубрилина, И.В. Использование электронных средств обучения в преподавании иностранных языков / И.В.Зубрилина // Замежныя мовы. – 2013. – № 3. – С. 24

 

 

Руководитель МО                                                           И.В. Войцеховская