Концептуальные подходы к созданию нормативных правовых и организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в образовании Республики Беларусь и их интеграция в систему дополнительного образования взрослых основываются на позитивных системных изменениях, связанных с реализацией Кодекса об образовании, Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и Концепции Ресурсного центра учреждения образования, одобренной коллегией Министерства образования Республики Беларусь (постановление коллегии от 26.09.2012 г. №13.8).
Понятие «инновационный центр» появилось недавно, с внедрением в педагогическую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Инновационный центр — это собирательное понятие, охватывающее самые разные организации, такие как бизнес-инкубаторы, а также деловые, инновационные или технологические центры. В общих чертах цель инновационных центров заключается в создании общественного богатства на уровне конкретного района/региона. Инновационные центры представляют собой учреждения, оказывающие следующие услуги:
- консалтинговые услуги на этапе создания компаний (подготовка бизнес- планов) и в процессе их развития;
- технические и организационные услуги молодым (инновационным) предприятиям (например, секретарско-референтское обслуживание, телекоммуникационные услуги и инфраструктура для проведения совещаний/конференций);
- инновационные и технологические услуги (передача технологии), а также подготовка кадров и информационная работа.
В профессиональной педагогической литературе тема остается пока не полностью разработанной. В связи с этим представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать учреждение образованиякак Инновационный центр.
Представленная модель Инновационного центра (Приложение 1) определяет основные принципы и механизмы его деятельности, критерии оценки эффективности этой деятельности, а также пошаговую технологию перехода учреждения образованияв режим работы Республиканского инновационного центра.
Как отмечалось выше, в рамках региональной инновационной деятельности имеется практика создания ресурсных центров, где накоплен опыт разработки и применения на практике системно-деятельностного содержания дошкольного, общего среднего и профессионального образования, востребованного в условиях данного региона. Постепенно вырабатываются различные форматы сетевого взаимодействия учреждений образования — ресурсных центров. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов на региональном уровне осуществляют институты развития образования через различные формы организационно-методической, научно-методической, экспертной, консультационной деятельности.
Однако наличие региональных Ресурсных центров не позволяет решить противоречия:
- между активизацией инновационных процессов в региональном образовании и отсутствием объективных механизмов оценивания их эффективности на уровне республики;
- возрастающей потребностью в распространении и использовании инновационного опыта и недостаточной включенностью этого опыта в действующие программы повышения квалификации педагогов на уровне республики.
Реализация модели Республиканского инновационного центра позволит решить вышеуказанные противоречия через создание институциональных механизмов, с помощью которых синхронизируются процессы преобразования условий деятельности и нормативного правового обеспечения требуемых изменений в системе дополнительного образования взрослых (внедрение модели организации и повышения квалификации педагогов на основе адресного финансирования, использование накопительной системы повышения квалификации, разработка и внедрение гибких модульных образовательных программ, отвечающих современным образовательным потребностям педагогов), контроль их исполнения и введения в практику.
Концептуальными основаниями для построения модели Республиканского инновационного центра являются методологические идеи и андрогагические принципы деятельностного подхода к профессиональному развитию и саморазвитию педагогических кадров:
компетентностно - деятельностный подход к развитию содержания дополнительного профессионального педагогического образования, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей и интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности слушателя;
соединение науки и практики через развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности; привлечение лидеров образования в систему повышения квалификации для передачи своего опыта;
оперативность как возможность системы повышения квалификации своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и образовательных запросах потребителей образовательных услуг и осуществлять опережающее предложение образовательных услуг в соответствии с квалификационными требованиями;
индивидуализация образовательного процесса за счет уровневого и модульного характера построения образовательных программ, наличия разнообразных форм и методов их освоения, в которых отражается образовательный заказ различных целевых групп обучающихся; возможности свободного выбора для потребителей содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам;
непрерывность образования за счет возможности накопления образовательных программ и их модулей в пространственно-временной организации учебного процесса;
распределенность, или диверсификация системы повышения квалификации, что предполагает использование образовательного потенциала максимально большого числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, позволяющих создать сетевую образовательную систему;
демонополизация и состязательность при производстве и реализации образовательных услуг за счет использования конкурсных механизмов отбора, проведения экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности разработанных и реализуемых образовательных программ;
эффективность использования бюджетных средств за счет персонифицированного финансирования повышения квалификации работников системы образования;
гибкость, т.е. способность системы предложить в соответствии с индивидуальными запросами потребителей максимально широкий спектр образовательных услуг, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения.
Реализация андрогагических принципов в деятельности Центров позволит разработать механизмы формирования развивающейся многоуровневой инновационной сети по следующим направлениям:
сетевая соорганизация ресурсов для построения инновационного образования в регионе, республике;
становление инновационной образовательной практики (новой системы образования, нового качества образования, новых моделей непрерывного образования педагога);
разработка интегрированных программ повышения квалификации, основанных на модульно-компентностном подходе, и включение их в образовательную деятельность учреждений дополнительного образования взрослых;
участие в республиканских, региональных проектах, направленных на развитие системы образования;
информирование и формирование общественного мнения по выше перечисленным направлениям деятельности центра.
Формирование развивающейся многоуровневой инновационной сети обеспечивается выполняемыми Республиканским инновационным центром функциями:
организационно-методической:
- организация и осуществление деятельности по пропаганде и распространению инновационного педагогического опыта;
- развитие сетевых форм взаимодействия с образовательными учреждениями и другими структурами, в том числе социальными партнерами региона, по всем направлениям деятельности центра;
- организация сетевого методического взаимодействия;
- изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;
- обобщение передового педагогического опыта и его тиражирование;
- оказание консультационных, маркетинговых и аналитических услуг;
образовательной:
- участие в разработке программ повышения квалификации;
- включение Республиканского инновационного центра в систему повышения квалификации региона (или: организация мероприятий по повышению квалификации, в том числе содействие в реализации программ дополнительного образования взрослых);
научно-методической:
- участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ общего среднего образования;
- участие в формировании портала образовательных ресурсов
аналитико-исследовательской:
- создание системы сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования;
- разработка и реализация проектов (программ исследования) по направлениям деятельности центра;
экспертной:
- участие в различных формах экспертной деятельности, связанной с оценкой качества образования;
информационно-издательской:
- подготовка методических и учебных пособий и материалов к изданию;
- информирование и формирование общественного мнения по вопросам деятельности центра
В основу оценки эффективности деятельности Республиканских инновационных центров положены следующие научно-обоснованные подходы (по Шамовой Т.И.):
- синергетический подход: анализ количественных и качественных показателей развития сети в контексте их соответствия направлениям деятельности Центра; расширение ресурсной базы Центра (материально-технической, кадровой, учебно-методической, нормативно-правовой, научно-исследовательской); количественные и качественные показатели участия педагогов в инновационной деятельности.
- системно-деятельностный подход: мониторинг результативности образовательного процесса по показателям деятельности Центра; соответствие сети учреждений образования признакам системности: организованность, сложность и целостность; наличие системных эффектов в инновационной деятельности учреждений образования на основе анализа их работы; создание деятельностной, персонифицированной модели повышения квалификации.
- интегративный подход: наличие интегративно-содержательных связей программ повышения квалификации и региональных, республиканских стажировочных площадок; мониторинг удовлетворенности слушателей курсовыми и другими совместными мероприятиями Центра, учреждений образования, реализующих инновационные проекты, региональных ресурсных центров.
-открытость образовательной среды: информирование педагогического сообщества и формирование общественного мнения по вопросам совершенствования региональной системы повышения квалификации.
- рефлексивный подход: мониторинг, экспертиза, анализ материалов на всех этапах реализации проекта.
На основании концептуальных оснований построения модели Республиканского инновационного центра и вышеуказанных подходов к оценке эффективности его деятельности разработаны критерии и показатели эффективности деятельности Республиканского инновационного центра (Приложение 2).