НАПОМИНАЕМ, что в Беларуси ПДД ввели ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ использование у пешеходов световозвращающих элементов (фликеров) в тёмное время суток на неосвещённом участке дороги
Правила дорожного движения, в частности пункт 17.1, гласит: «при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Пункт 17.3 ПДД гласит: «При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами)».
Фликер фликером, а соблюдать правила дорожного движения, быть внимательным на дороге необходимо постоянно.
Знайте: чтобы водитель в темное время суток вас заметил, необходимо двигаться навстречу движущемуся транспорту. Если видите, что приближается машина, сделайте шаг в сторону, к обочине, пропуская ее.
Лучшими считаются фликеры белого или лимонного цветов, так как они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.
А вот оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего — это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.
И, конечно, чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Поэтому, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Жители сельской местности или велосипедисты в идеале должны быть жилете со световозвращающими полосами.
Подробно об использовании светоотражающих элементов
Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5 % от того, что он в состоянии различить днём. Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число – это наезды автотранспорта на пешеходов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего по дороге человека.
Основной причиной такого положения является проблема своевременного обнаружения водителем пешеходов на проезжей части в тёмное время суток, особенно, если пешеход одет в тёмную одежду, которая сливается с фоном дорожного полотна и окружающей обстановкой, а в городских условиях эта проблема усугубляется визуальным шумом, интенсивным светом фар от встречного транспортного потока. Ограничения скорости движения не является панацеей, так как очень часто в реальности водитель замечает пешехода на проезжей части с расстояния не более чем в 25 – 30 м, и даже при скорости движения 50 км/ч остановочный путь автомобиля превышает данную дистанцию.
Учитывая вышесказанное, правомерно сделать вывод, что ситуацию со смертностью пешеходов можно значительно улучшить, если сделать пешеходов заметными на дороге круглые сутки. Именно поэтому в Правилах дорожного движения (пункт 17.1), утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 551, закреплена норма обязательного использования световозвращающих элементов в темное время суток при движении по краю проезжей части, а так же рекомендовано – при пересечении проезжей части вне установленных мест.
Современные технологии световозвращающих материалов, из которых изготавливаются элементы для обозначения в темноте пешеходов, помогают решать проблему.
Принцип действия световозвращающих элементов:
Вечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25- 40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения во избежание возможного наезда на пешего участника дорожного движения (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %).
Справка: тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80- 90 км/ч, составляет 35- 40 м
Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха. На рынке в ассортименте товаров представлены: фликеры (подвески, наклейки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.
ФЛИКЕРЫ
Что они собой представляют?
Это комбинированные микропризматические световозвращатели (светоотражение – более 80 %) в виде значков, подвесок, термонаклеек на одежду и наклеек на металл. Фликеры изготавливаются по специальной технологии из мягкого пластика ярких цветов, эти привлекательные на вид изделия крепятся на одежду, сумки или рюкзачки с помощью булавки или шнурка, входящего в комплект. А термонаклейки легко крепятся на ткань с помощью утюга.
ТЕСЬМА
Представляет собой цветную тканую ленту, в которую вплетены световозвращающие нити, различных ширин. Ткань серебристо-серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз с высокой световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой, нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопково-полиэфирную текстильную основу. Тесьма применяется для отделки спортивной, рабочей, детской одежды, страховочных поясов, рюкзаков, сумок, обуви и т.д.
НАРУКАВНЫЕ ПОВЯЗКИ
Представляют собой цветную тканую ленту с нанесенной на неё термоспособом световозвращающей полосой. То, что световозвращающие ленты – не украшение рабочего костюма, а средство защиты, знают сегодня многие. А ведь совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад, в нашей стране рабочая одежда отделывалась деталями из серебристой ткани, выполнявшей лишь декоративную функцию. В настоящее время детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет серебристо-серый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого источника света становится ярко-белым.
СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОЛЖНЫ РАСПОЛАГАТЬСЯ:
-
Подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра.
-
Нарукавные повязки и браслеты так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
-
Значки могут располагаться на одежде в любом месте.
-
Сумочку, портфель или рюкзак лучше нужно в правой руке, а не за спиной.
-
Эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами.
-
Наиболее надежный вариант для родителей – нанести на одежду световозвращающие термоапликации и наклейки.
-
В городе при пересечении проезжей части в темноте рекомендуется иметь световозвращатели справа и слева.
ЭКСПЕРИМЕНТ ГАИ
В Беларуси слово «фликер» уже прочно вошло в лексикон, хотя ещё три-четыре года назад его практически никто не знал. Если раньше данное изделие можно было приобрести лишь в нескольких торговых точках, то сегодня кто только не выпускает светоотражатели и не занимается их реализацией. В связи с чем возникли проблемы с качеством изделий: характеристики по световозвращению – неудовлетворительные. Множество из них, особенно для детей, выполнены в виде симпатичных зверюшек, смайликов, машинок. Но насколько они соответствуют стандартам обывателю ответить сложно. В прошлом году Госавтоинспекцией уже проводились эксперименты по изучению дальности, с которой в свете фар автомобиля виден световозвращающий элемент. Тогда аутсайдерами оказались фирмы «Опус» и «Альграфияпресс». На сегодняшний день, в виду возросшего спроса на подобные изделия, количество недоброкачественной продукции, к сожалению, значительно увеличилось. Специалисты в данной области знают, что по коэффициенту световозвращения, европейскому стандарту EN 13356 и национальному СТБ ЕН 13356 соответствуют изделия из световозвращающих материалов только бело-серого и ярко-лимонного цветов, да и то не всех производителей. Таким образом становится очевидно, что многочисленные разноцветные штучки могут быть чем угодно (брелоками, элементам украшения), но только не фликерами, предназначенными для надёжной защиты пешехода в тёмное время суток.
Примером того служит эксперимент, проведенный этим летом столичной Госавтоинспекцией. Они выяснили, что световозвращатель в виде котика зелёного цвета виден в ближнем свете фар легкового автомобиля всего с 80 метров, а этого недостаточно, чтобы водитель мог среагировать, ведь за городом при скорости 90 км/ч такое расстояние он преодолеет всего за три секунды.
С 1 сентября 2008 года проблема изготовления и реализации недоброкачественных световозвращающих изделий решена введением обязательной сертификации. Это нововведение также коснулось и производителей верхней одежды и обуви. То есть, световозвращающие материалы, используемые в производстве одежды, должны иметь сертификаты соответствия.
Подведём итог выше сказанного несколькими советами:
-
Световозвращатель должен быть бело-серого либо ярко-лимонного цвета, чтобы соответствовать требованиям стандартов;
-
Нанесённые на фликер рисунки и надписи закрывают часть световозвращающего материала, снижая его эффективность. Поэтому лучше приобретать фликер без каких-либо изображений;
-
Площадь световозвращающего изделия должна составлять не менее 15 квадратных сантиметров на каждую сторону;
На сегодняшний день, в приобретении светоотражающих элементов нет никакой проблемы даже для жителей районов и сельской местности, например, в отделении связи «Белпочта», киосках «Белсоюзпечати», сельских магазинах. В Витебске представлен весьма широкий ассортимент светоотражающих изделий, приобрести которые можно в крупных торговых центрах, таких как «Омега», «Ольга», «Универмаг», «Эвиком», сети магазинов ОАО «Веста», в книжных магазинах, магазине «Лента». Средняя цена – от 1500 до 4500 тысяч. Также в магазинах СООО «Белвест» можно приобрести зимнюю спортивную мужскую обувь со светоотражающими элементами, в магазине «Свитанок» и павильоне «Белль Бимбо» в ТЦ «Эвиком» – детскую одежду.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РБ, за нарушение пешеходами Правил дорожного движения, в частности, при движении по краю проезжей части в темное время суток, без светоотражателя, предусмотрено предупреждение либо штраф от 0,1 до 0,5 б.в., за те же нарушения в состоянии алкогольного опьянения – от 1 до 3 б.в., за нарушение ПДД пешеходами, повлекшие ДТП (а также оставление места ДТП с их участием), – штраф от 4 до 20 б.в..
УВАЖАЕМЫЕ ПЕШЕХОДЫ!
При привлечении Вас к административной ответственности за нарушение установленных Правил (в том числе и за отсутствие светоотражающего элемента) и возможности оплатить штраф на месте инспектор ГАИ обязан выдать Вам на руки квитанцию об оплате и копию постановления, где будет указаны дата, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статья КоАП РБ, предусматривающая административную ответственность, а также сведения об инспекторе. Если же вы не согласны с нарушением, не хотите или не имеете возможности оплатить штраф на месте, на Вас будет составлен административный протокол, где будет описана суть нарушения. В данной ситуации возможно 2 варианта решения проблемы:
-
1-й вариант: Инспектор в любом случае, даже при Вашем несогласии, имеет право вынести постановление на месте. Тогда Вы обязаны в 30-тидневный срок оплатить сумму штрафа, указанную в копии постановления, выданного Вам на руки (также на руках у Вас будет копия протокола).
-
2-й вариант: Инспектор составит протокол и назначит день, время и место, куда Вам следует явиться на комиссию по рассмотрению административных протоколов, где и будет принято решение. В таком случае на руках у Вас будет копия протокола.
Кроме сотрудника ГАИ привлечь пешехода к административной ответственности может участковый инспектор милиции. В таком случае, согласны Вы или нет, действия милиционера следующие: участковый инспектор составляет административный протокол, где указывает дату, время, место нарушения, нарушенный пункт ПДД, статью КоАП РБ, предусматривающую административную ответственность, сведения о себе (звание, Ф.И.О.), также в протоколе указывается дата, время и место, куда Вам необходимо явиться для вынесения решения. На месте выносить решение, а тем более взимать штраф, участковый инспектор не имеет права. Если с Вас берут штраф, то при этом обязательно выдаётся квитанция.
В любом из выше указанных случаев Вы имеете право на обжалование решения в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ОСНАЩЕНИЯ ГУЖЕВОЙ ПОВОЗКИ СВЕТООТРАЖАЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
Но не только пешеход не виден в темное время. Не стоит забывать и о необходимости оборудования световозвращающими элементами велосипедов и гужевых повозок.
Пункт 159 ПДД гласит: «при движении по дороге в темное время суток и (или) при недостаточной видимости на гужевом транспортном средстве спереди должен быть включен фонарь, излучающий белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет».
Несмотря на небольшую цену специальных элементов, используемых для оборудования велосипедов, гужевых повозок, не каждый хозяин заботится о должном оснащении своего транспорта, пытаясь сэкономить копейку. В конечном итоге такая экономия может обернуться трагедией.
Правила безопасного поведения на дороге
1.1. Общие правила поведения участников дорожного движения
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
—знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;
—помнить, что в нашей стране установлено правостороннее движение транспортных средств.
Участникам дорожного движения запрещается:
—повреждать или загрязнять покрытие дорог;
—снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения;
—оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
1.2. Безопасность пешехода на дороге
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части дороги.
Вне населенных пунктов при движении по краю проезжей части дороги пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам.
В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных средств.
При следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.
1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед
Перед выходом из дома следует подготовить обувь, чтобы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляционную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);
Из дома рекомендуется выходить с запасом времени, чтобы не спешить в пути.
При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки были свободны от сумок и прочих предметов.
При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение — это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.
1.4. Переход проезжей части дороги
Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеходным переходам. Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
На нерегулируемых пешеходных переходах можно выходить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход будет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что поблизости нет машин.
Нельзя выбегать на дорогу.
Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться.
Не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью.
Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.
При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздержаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.
1.5. Безопасность пассажира
Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).
Посадку в транспортное средство начинают только при полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая другим пассажирам.
При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть дороги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.
Войдя в салон транспортного средства, необходимо обратить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.
При отсутствии свободных мест для сидения, можно стоять в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальное устройство.
Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее, так как она в любой момент может открыться.
Передвигаться по салону в общественном транспорте рекомендуется только при его полной остановке.
1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,потребовать остановить транспорт и открыть двери.
При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом — не моложе 16 лет.
Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.
Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
—ездить не держась за руль;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
—перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;
—двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.
Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.
1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов
Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.
При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.