Рекомендации родителям
по подготовке к прохождению ПМПК
Во-первых, необходимо уточнить, все ли из вас знают расшифровку аббревиатуры ПМПК? ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Вы, как родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК. Целью деятельности ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР) и их индивидуальных потребностей в получении образования.
Обследование детей на ПМПК может проводиться по Вашей инициативе (законных представителей), органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования. В последнем случае должно быть получено Ваше согласие.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.
Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных. ВАЖНО!
При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров.
Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените ваш визит на ПМПК в этот день.
Советы родителям
Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.
Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.
Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.
В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.
При ребёнке не произносите фразы : «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?
На ПМПК задают вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:
- рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.
- рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ориентация в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, в цветах, формах предметов и их расположении (на столе, под столом и т.д.).
- показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
Проверяют умение обобщать и логику - умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.
Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка - дочка - почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.
В дальнейшем все зависит от Вас! Желаем Удачи!
Рекомендации родителям ребенка с ОПФР
«Разные возможности – равные дети»
Пожалуйста, помните, что:
- "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
- Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
- Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
- "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
- У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
- Преодолевайте страх и отчаяние
- Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
- Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
- Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
- Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
- Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
- Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
- Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
- Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
- Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
- Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости. Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
- Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
- Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
- Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!
Рекомендации родителям
- Беседу с ребенком начинать с дружеского тона.
- В процессе общения с ребенком проявлять к нему искренний интерес и вести диалог на равных.
- Родители должны уметь смотреть на вещи глазами ребенка.
- Не подчеркивать проступки, воспитывать на личных положительных примерах.
- Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример родителей, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
- Вовлекать ребенка в совместную семейную трудовую деятельность.
- Постоянно держать на контроле вопрос успеваемости и посещаемости занятий ребенком.
- Родители имеют право интересоваться планами детей на будущее в отношении учебы, выбора профессии, способностью учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
- Родители должны интересоваться проведением детского свободного времени.
- Родители должны привлекать детей для совместного проведения культурного досуга.
Рекомендации для родителей и педагогов
по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР
Формируемый параметр |
Способы формирования |
Развитие зрительного восприятия |
1) научить очень быстро ( за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки; 2) научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные; 3) выделять в предмете существенные детали, части; 4) синтезировать картинку из 5 – неравных частей; 5) формировать операции зрительного контроля ( найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и разницу в двух орнаментах) 6) дорисовать предмет |
Развитие тактильного восприятия |
1) из «чудесного мешочка» достать отдельно все гладкие предметы, все плоские, все шероховатые; 2) достать пару; 3) узнать предметы |
Развитие слухового восприятия |
1) узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева. Где смяли лист бумаги: над столом или под столом? В какой момент солдатик пойдет не по столу, а по линейке? 2) развивать восприятие ритма ( слушать изолированные удары, к каждому удару подобрать соответствующую карточку; прослушать серии ударов и подобрать соответствующую карточку; узнавать серию акцентированных ударов – сильный, слабый); 3) воспроизводить ритмы |
Развитие восприятия пространства |
1) упражнять в различении правой и левой сторон на своем теле, на теле другого человека; 2) ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги; 3) учить понимать предлоги места и направления; 4) развитие восприятия времени: называть и определять части суток, дни недели и времена года; узнавать на картинках, называть признаки времен года, уметь изобразить на рисунке. |
Развитие внимания |
1) перечислить и описывать предметы, ряд которых предъявляется для восприятия на 10 – 20 сек; 2) корректурные задания; 3) « лабиринты»; 4) подвижные игры на переключение внимания |
Развитие памяти |
1) запоминать ряд предметов; 2) запоминать ряд несвязанных между собой слов; 3) учить описывать по памяти иллюстрации; 4) учить запоминать порядок расположения картинок в ряду; 5) учить выполнять многоступенчатую инструкцию: « Сначала положи кубик на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик»; 6) учить составлять рассказы и пересказы по картинному плану; 7) учить рисовать слова с помощью пиктограмм и вспоминать через 20 – 30 минут; 8) учить приему установления смысловых связей между словами.
|
Развитие конструирования |
1) учить строить по образцу; 2) учить строить по графическому рисунку; 3) учить зарисовать постройку. |
Развитие у ребенка умения удерживать инструкции |
1) подбирать доступные задания для ребенка; 2) дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания; 3) повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять; 4) по возможности исключить влияние посторонних раздражителей. |
Развитие понимания скрытого смысла |
1) коллективно проводить разбор картин со скрытым смыслом; 2) шире использовать загадки, потешки на уроках; 3) учить понимать серию картинок, связанных единым сюжетом; 4) придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок. |
Развитие обобщения |
1) процесс обобщения производить на наглядном материале с помощью учителя; 2) осуществлять комплексное воздействие на процессы обобщения, сравнения. Учить видеть главные, существенные признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события; 3) осуществлять постепенное наращивание сложности заданий; группировать ( обобщать) по разным признакам: Цвету, величине, форме и т.д.; научить предметной классификации; 4) исключать лишний предмет, пользуясь при объяснении выбора обобщающими понятиями; 5) упражнять в поиске логических закономерностей в рядах фигур, слов ( задания « Продолжи ряд») |
Развитие мелкой моторики |
1) выполнять пальчиковую гимнастику; работать со шнуровкой; 2) учить штриховать в заданном направлении, с заданным расстоянием между штрихами; 3) учить обводить, раскрашивать, работать ножницам, клеем и т.д. 4) копировать графические образцы ( фигуры, узоры); 5) выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок, фасоли, зерен; 6) работать с мозаикой. |
Развитие воображения |
1) придумывать необычные способы применения предметов; 2) дорисовать геометрические формы до какого-либо изображения; 3) придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа; 4) игры с тенью от предметов и пальцев рук. |