Информационный лист

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Брестского облисполкома

Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома

Государственное учреждение образования

 «Коссовская средняя школа»

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник

Отдела по образованию

Ивацевичского райисполкома

_________ И.Н.Куис

_________________ 2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Коссовская средняя школа»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

_________________В.В.Калиновская

______________________2019

 

 

Инновационный проект

«Внедрение модели деятельности Республиканского  инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров»  

Сроки реализации: 2019-2022 годы

 

Проект составили:                                                Согласовано:_________

В.В.Калиновская, директор государственного учреждения образования

«Коссовская средняя школа»,

Р.А.Савицкая, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования

«Коссовсая средняя школа»

 

Консультант: Николаенко Галина Ивановна, проректор по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук

Консультант: Фёдоров Иван Викторович, начальник центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»

Консультант: Мешковская Ольга Александровна, начальник отдела координации системы повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования»

Консультант: Мацукевич Алла Васильевна, методист  центра развития дополнительного образования взрослых ГУО «Академия последипломного образования»

 

Коссово, 2019

Название проекта: «Внедрение модели деятельности Республиканского  инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров» 

 

Данные о разработчиках:

Калиновская Валентина Владимировна, директор государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа»,

Савицкая Рита Александровна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Коссовская средняя школа»

 

Данные о консультантах:

Николаенко Галина Ивановна, проректор по научно-методической работе ГУО «Академия последипломного образования», доктор педагогических наук, доцент

тел. раб. 8 017 285 7821

Фёдоров Иван Викторович, начальник центра развивающих педагогических технологий ГУО «Академия последипломного образования»

тел. раб. 8 017 285 78 66

е-mail: fedorov@academy.edu.by

Мешковская Ольга Александровна, начальник отдела координации системы повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования»

тел. раб. 8 017 285 78 59

е-mail: cenrdov@academy.edu.by

Мацукевич Алла Васильевна, методист центра развития дополнительного образования взрослых ГУО «Академия последипломного образования»

тел. раб. 8 017 285 78 59

е-mail: matsukevich@academy.edu.by

 

База инновационной деятельности:

Государственное учреждение образования «Коссовская средняя школа»

Регистрационное свидетельство Устава: 290978032 от 14.08.2018 г.

Юридический адрес учреждения: Республика Беларусь, 225262, Брестская область, Ивацевичский район, г.Коссово, ул.Я.Купалы, д.10

тел./факс (801645) 32 2 38, е-mail: kossovo@rooivacevichi.gov.by

Директор школы: тел. (801645) 32 2 35

 

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

1.       ГУО «Могилёвская городская гимназия №1»

2.       ГУО «Средняя школа №2 г. Осиповичи» Могилёвской области

3.       ГУО «Ходосовская средняя школа» Мстиславского района Могилёвской области

4.       ГУО «Специальный ясли-сад г. Слонима» Гродненской области

5.       ГУО «Путришковская средняя школа» Гродненского района Гродненской области,

6.       УО «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Гродно»,

7.       ГУО «Коссовская средняя школа» Ивацевичского района Брестской области,

8.       ГУО «Средняя школа №1 г. Дрогичина» Брестской области,

9.       ГУО «Лукская средняя школа Жлобинского района» Гомельской области,

10.   ГУО «Гимназия №71 г. Гомеля»

11.   ГУО «Гимназия г.п. Корма» Гомельской области

12.   ГУО «Гимназия г. Слуцка» Минской области

13.   ГУО «Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Березинского района Минской области

14.   ГУО «Гимназия № 1 имени Франциска Скорины г. Минска»

15.   ГУО «Гимназия № 10 г. Минска»

16.   ГУО «Гимназия № 21 г. Минска»

17.   ГУО «Гимназия № 22 г. Минска»

18.   ГУО «Гимназия № 8 г. Витебска»

19.   ГУО «Гимназия № 2 г. Орши» Витебской области

20.   ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка №2 г. Витебска»

21.   ГУО «Чепуковский ясли-сад – средняя школа» Миорского района Витебской области

22.   УО «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»

Цель инновационного проекта:

Реализация приоритетных направлений и стратегий развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников посредством внедрения модели деятельности Республиканских инновационных центров, направленной на сетевое обучение педагогов

Задачи инновационного проекта:

1. Обеспечить научно-методическое, организационно-методическое, организационно-управленческое и информационное сопровождение деятельности Республиканского инновационного центра по трансляции инновационного педагогического опыта, применению его в массовой практике с использованием сетевых механизмов и форм обучения.

2. Осуществить взаимодействие учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов, (Р(Г)УМК) через развитие сетевого методического взаимодействия на основе деятельности Республиканских инновационных центров.

3. Обеспечить создание условий, подготовку ресурсов и практическую организацию деятельности РИЦ, направленной на непрерывное профессиональное развитие и педагогическую коммуникацию с использованием современных сетевых сервисов, механизмов и форм сетевого обучения в повышении квалификации педагогических кадров.

4. Осуществить конструирование эффективных моделей деятельности Республиканского инновационного центра, направленной на сетевое обучение педагогических кадров.

5. Создать условия для развития методологического и технологического сервиса образовательных и консалтинговых услуг в сфере непрерывного профессионального образования педагогических работников.

Обоснование целесообразности и актуальности проекта

Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности. Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) П.Ленграндом.

Важнейшими задачами процесса профессионального образования и развития с научно-педагогической точки зрения (С.Г. Вершиловский, Г.И. Ильин, И.А.Колесникова, Л.М.Митина, Е.И.Рогов и др.) является адаптация педагога к постоянно меняющимся экономическим, социальным, профессиональным условиям деятельности и создание оптимальных условий личностно-профессионального развития и совершенствования педагогов до уровня профессионального мастерства.

Непрерывность профессионально-педагогического образования связана с особой сетью учреждений образования, которые создают необходимое и достаточное пространство образовательных услуг, способных удовлетворить множество образовательных потребностей. К числу таких учреждений образования следует отнести и те, которые в результате инновационной деятельности сформировали инновационный потенциал, обеспечивающий не только развитие самого учреждения образования, но и его способность транслировать инновационный опыт, предлагая педагогическому сообществу освоение инновационных эффективных образовательных практик на основе практико ориентированного подхода с учетом личностных запросов педагогов.

Именно поэтому чрезвычайно важна взаимосвязь системы дополнительного педагогического образования с инновационными процессами в учреждениях образования регионов с целью их интеграции в рамках единой методологической основы, обусловленной задачами государственной политики в сфере образования.

Для этого в республике создана определённая система по развитию, обоснованию и внедрению инновационных идей в деятельность учреждения образования, по созданию единого инновационного пространства.

Создание среды, побуждающей учреждения образования к инновационной деятельности, и управление их развитием на республиканском уровне обеспечивалось сетью Республиканских инновационных центров (Инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства», 2015-2019гг.).

Инновационный проект «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» реализовывался в течение четырех лет (2015 – 2019) в условиях активного взаимодействия Академии последипломного образования с областными (Минским городским) институтами развития образования.

Деятельность участников инновационного проекта, 24 учреждений общего среднего образования разных типов, представляющих все регионы республики, показывает, что Республиканские инновационные центры (РИЦ) способны распространять уже оправдавший себя в собственной инновационной деятельности эффективный опыт, направлять процесс его внедрения, практико-ориентированно обучать педагогические кадры, используя эффективные способы и формы. Таким образом, РИЦ становятся одним из компонентов методической вертикали.

Результаты инновационной деятельности свидетельствуют о том, что деятельность учреждения образования в статусе Республиканского инновационного центра содействует развитию образовательного пространства учреждения образования, повышению качества образования, росту профессиональных компетенций участников проекта – руководителей и педагогов учреждений образования.

За годы реализации проекта осуществлялся поиск и апробация механизмов и форм трансляции инновационного опыта, внедрена модель Республиканского инновационного центра; каждым РИЦ создана сеть, взаимодействие участников которой обеспечивается самим центром; практически каждое учреждение образования – РИЦ инициировало и стало организатором (одним из организаторов) методических (научно-методических) мероприятий, направленных на профессиональное развитие педагогических кадров, их практико-ориентированное обучение, которые получили признание в образовательном пространстве регионов и республики. Таким образом, деятельность участников проекта становится значимой на городском, республиканском и международном уровнях.

Главным предназначением Республиканского инновационного центра согласно идее проекта определялось совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками регионального партнерства. Например, использование организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в региональном образовании в рамках реализации Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с целью интеграции в систему повышения квалификации.

Данный проект был направлен на создание организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования и их интеграцию в систему непрерывного повышения квалификации педагогического сообщества. В свою очередь реализация модели Республиканского инновационного центра позволила:

реализовать андрогогические принципы обучения и повышения квалификации педагогических работников через актуализацию инновационного потенциала учреждений образования;

обеспечить взаимодействие РИЦ, учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), через развитие сетевого взаимодействия для организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов;

использовать проектно-исследовательскую, инновационную деятельность педагогов по созданию и распространению инновационного образовательного продукта как ведущую технологию управления современными инновационными педагогическими системами, тем самым рассматривая Республиканский инновационный центр как обучающую организацию.

В то же время деятельность Республиканских инновационных центров показала необходимость:

нормативного правового обеспечения деятельности Республиканского инновационного центра на республиканском уровне,

создания условий, подготовки ресурсов и практической организации деятельности РИЦ, направленной на непрерывное профессиональное развитие и педагогическую коммуникацию с использованием современных сетевых сервисов, механизмов и форм сетевого обучения в повышении квалификации педагогических кадров.

Опыт РИЦ по объективному смыслу и значению представляет собой усовершенствование существующих форм и механизмов трансляции инновационного опыта и открытие организационно-содержательных механизмов создания единого инновационного пространства республики, главным их которых является сетевое методическое взаимодействие.

Эффективность деятельности РИЦ на современном этапе связывается не только с формированием развивающейся многоуровневой инновационной сети и развитием сетевых форм взаимодействия с учреждениями образования и другими структурами, в том числе социальными партнерами региона, по всем направлениям деятельности центра, но и использованием сетевых форм и механизмов обучения педагогических работников.

Сетевая организация создает возможности для быстрого обмена информацией и знаниями, способствует взаимодействию и взаимообогащению участников инновационной деятельности в решении общих задач, содействует развитию их творческого потенциала, сохраняя индивидуальность каждого Республиканского инновационного центра. Использование сетевых форм обучения в деятельности РИЦ будет способствовать повышению ее эффективности, увеличению масштабности распространения инноваций, сокращению материальных затрат.

Реализация модели деятельности РИЦ, направленной на сетевое обучение педагогов, позволит:

– обеспечить создание условий, подготовку ресурсов и практическую организацию деятельности РИЦ, направленной на непрерывное профессиональное развитие и педагогическую коммуникацию с использованием современных сетевых сервисов, механизмов и форм сетевого обучения в повышении квалификации педагогических кадров;

апробировать и отобрать эффективные формы сетевого обучения, развить механизмы и структуру сетевого методического взаимодействия для полноценной трансляции эффективной педагогической практики;

реализовать андрогогические принципы обучения и повышения квалификации педагогических работников через актуализацию инновационного потенциала учреждений образования, внедрить принципы коннективизма, парагогики, модели «равный обучает равного», сетевого обучения.

Готовность педагогического коллектива ГУО «Коссовская средняя школа» к реализации инновационного проекта подтверждается:

реализацией республиканского инновационного проекта «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства» (2015-2019 годы), в ходе которого внедрена модель Республиканского инновационного центра по формированию гражданско-патриотических качеств личности посредством организации краеведческой деятельности.

Главной целью работы центра являлась отработка механизмов по реализации модели формирования гражданско-патриотических качеств личности посредством краеведческой деятельности.

Деятельность центра ГУО «Коссовская средняя школа» предполагалает организацию работы на основе на компетентностно-деятельностного подхода. Модель РИЦ «Коссовская средняя школа» включает 4 составляющие: материальную, методическую, организационную и социально-образовательную. Основными функциями центра являются: организационно-методическая, аналитико-исследовательская, информационно-издательская и образовательная. В рамках инновационной работы реализованы ряд образовательных программ, социально значимых и культурных проектов, созданы сетевые продукты и тематические сайты. Наиболее значимыми являются: мультимедийный комплекс по краеведению «Край, где мы живём», сайт «Мая Радзіма – Беларусь», сайт гражданско-патриотической направленности «Путешествие к истокам», блог «Планета первоКЛАССных ребят». Реализация данной модели позволила использовать такие инновационные форм работы, как вебинары, видеоконференции, сетевые мероприятия, направленные на непрерывное повышение профессиональной компетенции педагогической общественности.

Предлагаемые моделью инновационные формы работают на достижение поставленной цели и уже привели к качественным изменениям и результатам: 11,7% педагогов учреждения повысили свою квалификационную категорию через квалификационный экзамен посредством актуализации инновационного опыта; авторские методические продукты, разработанные педагогами школы в ходе республиканского инновационного проекта удостоены 19 дипломов районного, 8 областного и 4 республиканского уровней.

Трансляция опыта в рамках работы инновационного центра осуществлялась с использованием современных информацонно-коммуникационных технологий.

Благодаря внедрению модели РИЦ систематизирован собственный инновационный опыт, усовершенствована система работы учреждения в инновационном режиме, получила дальнейшее развитие практика создания методических продуктов, усовершенствована система сетевого методического взаимодействия, разработан пакет диагностик гражданско-патриотических качеств личности, составлен реестр инновационных продуктов центра и др.

Благодаря такому механизму деятельности РИЦ, как сетевое взаимодействие, создана сеть, включающая более 40 учреждений-партнеров.

Таким образом, реализация проекта позволила отработать структурно-содержательные компоненты деятельности центра, организационно-содержательные механизмы для реализации инновационных процессов, модель сетевого взаимодействия в соответствии с направлением деятельности.

Внедрённая модель является эффективной в соответствии с предложенными критериями и показателями.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Реализация ключевой идеи современного профессионального образования – «образование через всю жизнь» – напрямую связана с развитием информационных и коммуникационных технологий, возросшим объемом учебного и научного контента, активным взаимодействием пользователей в сети.

Для объяснения происходящих изменений и инноваций в образовании используются не только известные, но и новые теории обучения. К таким теориям относятся коннективизм, модель «равный обучает равного», парагогика, сетевое обучение.

Положения коннективизма основываются на теории сетей, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Джордж Сименс предлагает рассматривать обучение как процесс в неопределённой, постоянно меняющейся и динамично развивающейся среде. Процесс обучения строится с использованием сопряжённых узлов-источников (организации, веб-сайты, библиотеки, базы данных, люди или любой другой источник информации). Знание распределяется по информационной сети и может храниться в различных цифровых форматах. Обучение, по мнению Дж. Сименса, связано со способностью искать текущую информацию и способностью фильтровать вторичную и лишнюю информацию. Таким образом, способность получить знания признаётся  более  важно         й, чем сами знания.

Стивен Даунс описывает теорию следующим образом: обучение заключается в том, чтобы включить себя в сеть. Обучающиеся продвигаются в своём образовании, взаимодействуя с практиками, начиная с копирования моделей. Этот процесс копирования деятельности поддерживается рефлексией и корректируется другими участниками сообщества.

Основой сети является сообщество, ресурсы имеют вторичное значение. Только личное знание составляет сеть, которая поддерживает развитие сообщества, которое в свою очередь поддерживает развитие сети и через её развитие обучение остальных участников. Внутри сети различают понятия: данные (необработанная информация), информация (интеллектуально обработанные данные), знание (используемая информация), смысл (осознание информации). Обучение представляется в виде процесса трансформации знаний в смысл и действие посредством взаимодействия с другими людьми, с преподавателем.

Практической реализацией идей коннективизма является внедрение технологии сетевого обучения, которая базируется на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

В.В. Климук (проректор по научной работе учреждения образования «Барановичский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент) отмечает, что сетевая модель обучения основывается на объединении ресурсной базы нескольких организаций. Реализуя комплексно процесс обучения, образовательные организации получают возможность расширения своих масштабов, повышения уровня практических знаний.

В.В. Климук выделяет основные принципы сетевого обучения:

– доступность ресурсной базы (открытый доступ для всех участников к учебно-методической базе, электронной библиотеке, другим ресурсам);

– мобильность обучения (возможность использовать средства обучения в любом месте, в любое время для всех участников сети);

– индивидуальность обучения (каждый желающий имеет возможность изучить, доучить материал, работая в своём темпе);

– инновационность (использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении).

В сетевом обучении посредством информационно-коммуникационых технологий реализуется модель «равный обучает равного»: обучаемые взаимодействуют в режиме учебного сообщества, внося равную лепту в решение общих проблем.

С целью освоения образовательных программ организуется «управляемая» коммуникация. Модель «равный обучает равного» реализуется в форматах обучения, требующих активного взаимодействия участников. Обучающиеся (участники учебного процесса) осуществляют совместное проектирование и создание общего учебного пространства, разрабатывают необходимый учебный контент.

Обучение по модели «равный обучает равного» нашло отражение в теории «горизонтальной» учебной деятельности и обучения, парагогике (или теории взаимного обучения и учения). Принципы парагогики являются адаптированными принципами андрагогики М. Ноулза, развитыми в контексте «горизонтального» обучения.

И. А. Нагаева (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет», заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин; кандидат педагогических наук, доцент), проведя анализ зарубежных источников (Й. Бенклер, Е. Верген, Дж. Сименс), сформулировала принципы парагогики:

– коллективный контекст в движении: выявление способов дополнения и изменения контента обучаемыми. Поиск контекстуальных особенностей учебной среды, влияющих на возможность самообразования. Развитие обучаемого определяется по отношению к контексту деятельности других участников среды.

– Мета-учение как источник знания: использование информации для прогнозирования успеваемости и достижений.

– Все равны, но при этом все разные: учебный опыт включает осмысление противоположных точек зрения. Оптимальное объединение в учебные группы с рекомендуемым преподавателем.

– Учебная деятельность распределена и не линейна: определение собственной траектории обучения в учебной среде.

– Осуществление мотивации и переход к следующей цели: измерение вклада в совместную деятельность.

Данные принципы относятся к обучению с применением дистанционных образовательных технологий.

На основе современных информационных технологий  среда сетевого взаимодействия учреждений дополнительного педагогического образования Республики Беларусь может совершенствоваться по следующим направлениям (И.А. Дзюба):

– разработка, профессиональное педагогическое сопровождение, совершенствование и интеграция информационных сетевых и интернет-ресурсов системы дополнительного педагогического образования;

– создание условий, подготовка ресурсов и практическая организация непрерывного профессионального развития и педагогической коммуникации с использованием современных сетевых сервисов и систем дистанционного обучения и повышения квалификации.

Сущность инновационной идеи

Внедрение модели деятельности Республиканского инновационного центра, направленной на сетевое обучение педагогических кадров, будет способствовать использованию новых эффективных теорий обучения (коннективизма, парагогики, модели «равный обучает равного», сетевого обучения) для реализации приоритетных направлений и стратегий развития системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров

Описание инновационной модели

Представленная модель деятельности Республиканского инновационного центра определяет: основные принципы и функции его деятельности, технологию организации деятельности учреждения образования в режиме работы Республиканского инновационного центра, а также механизмы деятельности центра (Приложение 1), порядок управления деятельностью РИЦ (Приложение 2), критерии и показатели оценки эффективности этой деятельности (Приложение 3).

Концептуальными основаниями для построения модели деятельности Республиканского инновационного центра являются методологические идеи и андрогагические принципы деятельностного подхода к профессиональному развитию и саморазвитию педагогических кадров:

компетентностно-деятельностный подход к развитию содержания дополнительного профессионального педагогического образования, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей и интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности слушателя;

соединение науки и практики через развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности; привлечение лидеров образования в систему повышения квалификации для передачи своего опыта;

оперативность как возможность системы повышения квалификации своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и образовательных запросах потребителей образовательных услуг и осуществлять опережающее предложение образовательных услуг в соответствии с квалификационными требованиями;

индивидуализация образовательного процесса за счет уровневого и модульного характера построения образовательных программ, наличия разнообразных форм и методов их освоения, в которых отражается образовательный заказ различных целевых групп обучающихся; возможности свободного выбора для потребителей содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам;

непрерывность образования за счет возможности накопления образовательных программ и их модулей в пространственно-временной организации учебного процесса;

 

 

 

Повышение квалификации педагогических кадров:

- участие в мероприятиях Республиканского координационного плана повышения квалификации педагогических работников;

- участие в межкурсовых мероприятиях региональных институтов развития образования;

- участие в разработке программ повышения квалификации и их реализации;

- стажировки

Организация обучения педагогических кадров с использованием сетевых форм обучения

Образовательная

функция

 

 

 

 

 

Участие в формировании открытого образовательного ресурса

Участие в экспертной деятельности, опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения

Разработка и реализация проектов (программ исследования) по направлению деятельности центра

Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационной практики

Консалтинговые услуги (консультационная поддержка)

Научно-методическая,

аналитико-исследовательская,

экспертная функция

Развитие ресурсной базы сети РИЦ:

- создание открытого образовательного ресурса на основе интеграции ресурсов РИЦ;

- формирование базы данных инновационного опыта

Развитие сетевых форм и механизмов трансляции опыта РИЦ:

- сайты;

- профессиональные сообщества;

- блоги участников проекта

Публикационная деятельность

Информационно-издательская

функция

Развитие ресурсов республиканского инновационного центра

Управление деятельностью центра; самоконтроль

Мероприятия по трансляции инновационных педагогических практик

Развитие сетевого взаимодействия и сетевых форм обучения:

- формирование оптимальной сети;

- апробация и отбор эффективных форм сетевого обучения;

- сетевые мероприятия

 

Организационно-методическая

функция

 

 

 

 

 

 

 

Деятельностный подход

Андрагогические принципы

Новые теории обучения:

- коннективизм;

- принцип «равный обучает равного»;

- парагогика;

- сетевое обучение

Методологические идеи и принципы

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

распределенность, или диверсификация системы повышения квалификации, что предполагает использование образовательного потенциала максимально большого числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, позволяющих создать сетевую образовательную систему;

демонополизация и состязательность при производстве и реализации образовательных услуг за счет использования конкурсных механизмов отбора, проведения экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности разработанных и реализуемых образовательных программ;

эффективность использования бюджетных средств за счет персонифицированного финансирования повышения квалификации работников системы образования;

гибкость, т.е. способность системы предложить в соответствии с индивидуальными запросами потребителей максимально широкий спектр образовательных услуг, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения.

Реализация андрогагических принципов, новых теорий обучения в деятельности РИЦ позволит разработать механизмы формирования развивающейся многоуровневой инновационной сети по следующим направлениям:

сетевая соорганизация ресурсов для построения инновационного образования в регионе, республике;

становление инновационной образовательной практики (новой системы образования, нового качества образования, новых моделей непрерывного образования педагога);

разработка интегрированных программ повышения квалификации, основанных на модульно-компентностном подходе, и включение их в образовательную деятельность учреждений дополнительного образования взрослых;

участие в республиканских, региональных проектах, направленных на развитие системы образования;

информирование и формирование общественного мнения по выше перечисленным направлениям деятельности центра.

Формирование развивающейся многоуровневой инновационной сети обеспечивается выполняемыми Республиканским инновационным центром функциями:

организационно-методической:

– развитие ресурсов Республиканского инновационного центра (Приложение 4);

– организация и осуществление деятельности по пропаганде и распространению инновационного педагогического опыта;

– развитие сетевого методического взаимодействия и сетевых форм взаимодействия с образовательными учреждениями и другими структурами, в том числе социальными партнерами региона, по всем направлениям деятельности центра;

– апробация и отбор эффективных форм сетевого обучения педагогических работников;

– изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;

– обобщение передового педагогического опыта и его тиражирование;

– оказание консультационных, маркетинговых и аналитических услуг;

образовательной:

– участие в разработке программ повышения квалификации;

– включение Республиканского инновационного центра в систему повышения квалификации региона и республики (или: организация мероприятий по повышению квалификации, в том числе содействие в реализации программ дополнительного образования взрослых);

– организация обучающих мероприятий по трансляции инновационной практики с использованием сетевых форм;

научно-методической:

– участие в формировании открытого образовательного ресурса

– участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ общего среднего образования;

– разработка методических рекомендаций по внедрению инновационной практики

аналитико-исследовательской:

– создание системы сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования;

– разработка и реализация проектов (программ исследования) по  направлениям деятельности центра;

– организация мониторинга эффективности деятельности РИЦ

экспертной:

– участие в различных формах экспертной деятельности, связанной с оценкой качества образования;

информационно-издательской:

– создание информационно насыщенной среды РИЦ по трансляции инновационной практики, обеспечению сетевого взаимодействия через развитие сетевых форм и механизмов трансляции опыта;

– подготовка методических и учебных пособий и материалов к изданию;

– информирование и формирование общественного мнения по вопросам деятельности центра.

В основу оценки эффективности деятельности Республиканских инновационных центров положены следующие научно-обоснованные подходы (по Шамовой Т.И.):

синергетический подход: анализ количественных и качественных показателей развития сети в контексте их соответствия направлениям деятельности РИЦ; расширение ресурсной базы РИЦ (материально-технической, кадровой, учебно-методической, нормативно-правовой, научно-исследовательской); количественные и качественные показатели участия педагогов в инновационной деятельности;

системно-деятельностный подход: мониторинг результативности образовательного процесса по показателям деятельности РИЦ; соответствие сети учреждений образования признакам системности: организованность, сложность и целостность; наличие системных эффектов в инновационной деятельности учреждений образования на основе анализа их работы; создание деятельностной, персонифицированной модели повышения квалификации;

интегративный подход: наличие интегративно-содержательных связей программ повышения квалификации и региональных, республиканских стажировочных площадок; мониторинг удовлетворенности слушателей курсовыми и другими совместными мероприятиями РИЦ, учреждений образования, реализующих инновационные проекты, региональных ресурсных центров;

открытость образовательной среды: информирование педагогического сообщества и формирование общественного мнения по вопросам совершенствования региональной системы повышения квалификации;

рефлексивный подход: мониторинг, экспертиза, анализ материалов на всех этапах реализации проекта.

На основании концептуальных оснований построения модели деятельности Республиканского инновационного центра и вышеуказанных подходов к оценке эффективности его деятельности разработаны критерии и показатели эффективности деятельности Республиканского инновационного центра (Приложение 3).

Ожидаемые результаты:

– внедрение технологии сетевого обучения, основанной на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников;

– взаимодействие РИЦ, учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), через развитие сетевого методического взаимодействия для организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов;

– создание условий для непрерывного образования педагогов через организацию деятельности РИЦ, направленной на обучение педагогов.

Таким образом, реализация проекта позволит отработать структурно-содержательные компоненты деятельности Республиканского инновационного центра, направленной на сетевое обучение педагогических кадров: организационно-содержательные механизмы для развития инновационных процессов; положение о Республиканском инновационном центре; типовую структуру Республиканского инновационного центра; модели сетевого взаимодействия и сетевого обучения по направлениям и видам деятельности Республиканского инновационного центра; критерии и показатели отбора учреждения образования для присвоения им статуса Республиканского инновационного центра; критерии и показатели результативности деятельности Республиканского инновационного центра; информационная карта Республиканского инновационного центра; методические рекомендации по организации деятельности Республиканского инновационного центра.

 

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функции в проекте

Калиновская Валентина Владимировна

директор

управление инновационным проектом

Савицкая Рита Александровна

заместитель директора

научно-методическое обеспечение, организация образовательного процесса

Щербинская Марина Владимировна

педагог-психолог

психолого-педагогическое сопровождение

Бенько Елена Ивановна

педагог

техническое, технологическое обеспечение и сопровождение сетевого взаимодействия

Белевич Наталья Евгеньевна

педагог (руководитель школьного музея)

непосредственное организационно-методическое руководство краеведческой деятельностью педагогов

Ляхович Алла Федоровна

педагог

непосредственное организационно-методическое руководство деятельностью педагогов в учебной и внеклассной работе

 

Для осуществления инновационного проекта учреждение образования располагает развитой материально-технической базой:

Для осуществления инновационного проекта учреждение образования располагает развитой учебно-материальной базой:

№ п/п

Наименование ресурса

Предназначение и использование

1

Информационно-библиотечный центр

Формирование электронного банка методических разработок по теме проекта, самообразование участников инновационного проекта

2

Компьютерный класс с возможностью выхода в интернет, веб-камерой, проектором, интерактивной доской

Осуществление сетевого взаимодействия с другими учреждениями, создание программных средств поддержки, управление развитием сети центра, проведение вебинаров, видеоконференций, сетевых мероприятий

3

Актовый зал с микрофонами и аудио – аппаратурой, проектором

Проведение мероприятий РИЦ по обмену опытом (круглых столов, семинаров и т.д.)

4

Учебные кабинеты

Организация образовательного процесса

5.

Каналы диссеминации инновационного опыта РИЦ:

страница сайта ГУО «Коссовская СШ»,

интернет-ресурсы:

Сайт «Мая Радзіма – Беларусь”,

Сайт гражданско-патриотической направленности “Путешествие к истокам”,

Блог “Планета первоКЛАССных ребят”.

Трансляция и популяризация инновационной практики по формированию гражданско-патриотических качеств личности посредством организации краеведческой деятельности в системе образовательного пространства школы.

6.

Учебно-методическая продукция, разработанная РИЦ:

программы проведения обучающих мероприятий (мастер-классов, семинаров);

Пакет диагностических материалов по формированию гражданско-патриотических качеств личности;

Диагностические материалы по реализации сетевого проекта  «Путешествие к истокам»;

Реестр инновационных продуктов;

Положение о Сетевом взаимодействии

Организация повышения квалификации педагогов;

организация сетевого взаимодействия

7.

Видеоматериалы по теме проекта

Трансляция и популяризация инновационной практики

8.

Мультимедийный комплекс по краеведению «Край, где мы живём»:

1.    «Край мой родной – Коссовщина» - электронное учебное пособие по краеведению для учащихся II ступени,

2.    Электронная летопись Коссовской средней школы,

3.    Виртуальный краеведческий музей Коссовской средней школы,

4.    Электронное пособие «Путеводитель по городу Коссово»

 

Организация образовательного процесса, повышение профессиональной компетенции педагогической общественности

 

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

Для реализации инновационного проекта нет необходимости в особых материальных условиях.

Предполагается использовать возможности межучебных форм сотрудничества с отделом по образованию Ивацевичского райисполкома, ГУО «БрИРО», ГУМУ «Ивацевичский РУМК».

Финансирование осуществляется в установленном порядке за счет средств источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Средства бюджета

Внебюджетная деятельность

Спонсорская и шефская помощь

 

 

Приложение 3

Критерии и показатели оценки эффективности деятельности Республиканского инновационного  центра

Направление деятельности

Критерии эффективности

Показатели

1.

Планирование и организация деятельности Республиканского инновационного центра

Планирование деятельности

Соответствие планирования деятельности задачам развития образования Республики Беларусь

Диагностическая основа планирования

Целостность, содержательность, системность планирования

Управление и контроль деятельности

Наличие отчетов, аналитических материалов

Наличие материалов мониторинга эффективности деятельности РИЦ

Своевременность предоставления информации и отчетов

Объем реализации плана деятельности

Наличие инфраструктуры центра

Наличие необходимой нормативной правовой базы. Локальные нормативные акты

Наличие и развитие ресурсов республиканского инновационного центра

Функционирование сайтов, блогов, создание электронного банка материалов, их востребованность.

Обеспечение доступности информационного пространства

Эффективное использование кадровых ресурсов, динамика повышения квалификации

Кадровое обеспечение. Профессиональная компетентность кадров

Сформированность системы информационной и методической поддержки

Разнообразие и дифференциация форм организации учебно-методической работы с педагогическими кадрами

Деятельность при инновационном центре областных, районных и городских методических формирований

2.

Развитие сетевого взаимодействия и внедрение сетевых форм обучения педагогических кадров

Наличие сети Республиканского инновационного центра

Оптимальность сети Республиканского центра

Ресурсы сети

Формы взаимодействия с другими  Республиканскими центрами, учреждениями образования

Использование сетевых форм и механизмов трансляции опыта

Наличие и реализация сетевых программ, проектов

Участие (организация) в сетевых мероприятиях

Описание результатов деятельности в виде информационной карты

 

Создание и развитие информационно-образовательногоресурса сети РИЦ

Участие в формировании открытого образовательного ресурса

Сформированность банка данных опыта

3.

Организационно-методическая работа

Деятельность по пропаганде инновационного опыта

Обобщение инновационного педагогического опыта

Мероприятия по трансляции передового педагогического опыта

Презентация опыта в СМИ, в том числе электронных

Деятельность по повышению квалификации педагогических кадров

Апробация и отбор сетевых форм обучения

Участие в мероприятиях повышения квалификации педагогических кадров

Консультирование в различном формате. Дистанционное консультирование

Консалтинговые услуги (консультационная поддержка)

Создание медиатеки, наличие лицензионного и самостоятельно разработанного программного обеспечения

4.

Научно-методическая работа

Инновационная, научно-исследовательская, проектная деятельность

Разработка учебно-методических и дидактических материалов

Наличие авторских программ, методик

Научно-методическая, учебная продукция

Разработка собственных информационных ресурсов: программных продуктов, электронных средств обучения и др.

Наличие публикаций участников деятельности Республиканского центра, в том числе электронных

Разработка методических рекомендаций по распространению инновационного опыта

Участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ