Цель, задачи, содержание

Цель инновационного проекта:

Реализация приоритетных направлений и стратегий  развития системы непрерывного профессионального образования педагогических работников посредством внедрения модели деятельности Республиканских инновационных центров как компонента единого образовательного пространства.

 

Задачи инновационного проекта:

1. Обеспечить научно-методическое, организационно-методическое,организационно-управленческое и информационное сопровождение деятельности Республиканского инновационного центра для массового использования инноваций и подготовки участников образовательного процесса к освоению и использованию нововведений.

3. Осуществить координацию деятельности учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), через развитие сетевого методического взаимодействия на основе деятельности Республиканских инновационных центров.

4. Осуществить конструирование эффективных моделей сетевого взаимодействия Республиканского инновационного центра с другими компонентами единого образовательного пространства.

5. Организовать процесс формирования, представления, трансляции Республиканскими инновационными центрами инновационных педагогических практик.

6. Создать условия для развития методологического и технологического сервиса образовательных и консалтинговых услуг в сфере непрерывного профессионального образования педагогических работников. 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации сетевых форм реализации образовательных программ  в государственном учреждении образования «Коссовская средняя школа»
развернуть

ПРИНЯТО

Собранием методического совета

от ___ «______________» 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Коссовская СШ» _____________В.В.Калиновская

«____» ______________ 2015г.

 

 

 

1. Общие положения

1.1.  Настоящее  положение  разработано  в  соответствии  с проектом Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании» (ст.16, п.13),  Положением о Республиканском инновационном центре.

1.2.  Сетевое  взаимодействие  между ГУО «Коссовская средняя школа»  и  учреждениями образования, а также социальными партнерами рассматривается как вид взаимодействия  разных  типов учреждений  образования  и  организаций  и  предполагает  совместную деятельность учреждений и организаций – участников сетевого взаимодействия.

1.3.  Участниками  сетевого  взаимодействия – социальными  партнерами – могут быть учреждения, организации, осуществляющие образовательную деятельность,  научные  организации, учреждения здравоохранения, культуры и иные организации (социальные партнеры), обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания,  осуществления  иных  видов образовательной  деятельности.

1.4. Сетевое  взаимодействие  между  ГУО «Коссовская средняя школа» и социальными партнерами строится на основе следующих принципов:

  1. принцип распределённости ресурсов и функций в сети;
  2. принцип  результативности  –  ориентация  деятельности  сети  в целом,  как  и  отдельных  её  участников,  на  решение  конкретных образовательных  задач,  способствующих  повышению  доступности, качества и социальной эффективности образования;
  3. принцип  целостности  –  единство  и  непротиворечивость нормативно-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций (учреждений) – участников  сетевого взаимодействия;

4. принцип оптимальности – максимально возможная простота, необходимость и достаточность состава и  структуры сети, содержания реализуемых сетевых образовательных услуг;

  1. принцип добровольности и открытости – возможность вхождения в сеть  новых  участников,  а  также  выхода  из  неё,  с  учётом  социально-педагогической целесообразности;

6.  принцип  коллегиальности  и  самоуправления  –  вовлечённость  в процесс принятия  решений  всех участников  сетевого  взаимодействия, в отношении которых принимается решение.

 

2. Цель и задачи сетевого взаимодействия

2.1. Сетевое взаимодействие  между ГУО «Коссовская средняя школа» и социальными партнерами  осуществляется с целью распространения инновационного педагогического опыта с использованием ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и использованием ресурсов иных организаций – социальных партнеров.

2.2. Задачи:

1. обеспечение непрерывного профессионального образования;

2. повышение качества реализации образовательных программ основного образования, образовательных программ дополнительного образования и образовательных программ специального образования;

3. обеспечение возможности реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;

4. формирование индивидуальных образовательных маршрутов участников образовательного процесса;

5. расширение спектра реализуемых образовательных услуг и более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей участников образовательного процесса;

6. обеспечение оптимальных условий для личностного и профессионального самоопределения участников образовательного процесса;

7. распространение инновационного педагогического опыта.

 

3. Участники сетевого взаимодействия

3.1. Участниками сетевого взаимодействия являются или могут являться:

1. учреждения образования, научные, методические и иные учреждения, организации;

2. органы государственной власти;

3. организации (учреждения) – социальные партнёры, характер и  степень участия которых в деятельности сети определяются договорами (соглашениями) о сотрудничестве.

 

4. Нормативное правовое регулирование деятельности сети

4.1.   Правовой основой сетевого взаимодействия являются:

  1. ст.16, п.13 проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании»;
  2. положение о Республиканском инновационном центре;

3. положение о порядке организации сетевых форм реализации образовательных программ; 

  1. уставы учреждения образования и иных учреждений, организаций;
  2. договоры  (соглашения) с участниками сетевого взаимодействия.

 

5. Организация работы сети

5.1.   Организация  сетевого  взаимодействия  между ГУО «Коссовская средняя школа»  и  сетевыми  партнерами  предполагает  использование следующих основных механизмов:

1. совместная  разработка  образовательных  программ;

2. разработка и реализация совместных социальных проектов;

3. использование сетевых образовательных услуг (реализация программ дополнительного образования взрослых, оказание консультационных, маркетинговых услуг);

4. координация деятельности участников сетевого взаимодействия;

4. взаимозачёт образовательных достижений участниками сетевого взаимодействия;

5. использование механизма финансово-экономического взаимодействия.

5.2. Использование сетевых образовательных услуг предполагает предварительную экспертизу качества всего комплекса образовательных услуг, предлагаемых учреждениями образования, иными организациями для реализации в сетевой форме в очередном учебном году. Данный механизм включает оценку:

1. кадрового обеспечения сетевой образовательной услуги;

2. программно-методического и учебно-методического обеспечения;

3. условий реализации образовательных программ.

5.3. Права, обязанности и ответственность ГУО «Коссовская средняя школа» и социальных партнёров при организации сетевого взаимодействия определяются соответствующими соглашениями (договорами) (Приложение)

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о Республиканском инновационном центре

развернуть
  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Кодексом Республики  Беларусь  об  образовании,  Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З « О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011г. № 251 «Об утверждении Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., № 8/24371) и определяет порядок деятельности  Республиканского   инновационного центра.
  2. Настоящее положение распространяется на учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, дошкольного образования, специального образования и дополнительного образования детей и молодежи.
  3. Республиканский  инновационный центр  (далее – Республиканский центр) – структурное подразделение учреждения образования,  достигшего научно-обоснованных позитивных педагогических результатов  по итогам осуществления инновационного проекта,  а также создавшего  условия для подготовки участников образовательного процесса к  освоению и массовому использованию нововведений.

         Организация  Республиканского центра на базе учреждения образования не приводит к изменениям организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, не требует внесения изменений в устав.

            4. Содержание деятельности  Республиканского центра определяется в соответствии с приоритетными направлениями и стратегией развития системы образования Республики Беларусь.

  5.  Республиканский центр может объединять усилия учреждений

 образования, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики, осуществляющих инновационную деятельность, и обеспечивать их связь с научными, методическими и другими организациями, транслировать полученные результаты посредством создания  сети, которая формируется вокруг  Республиканского центра, в соответствии с Положением о порядке организации сетевых форм реализации образовательных программ  в государственном учреждении образования

  1. Деятельность    Республиканского    центра    осуществляется

в соответствии с законодательством, данным Положением, уставом учреждения образования, положением о  Республиканском инновационном  центре  данного учреждения образования, утвержденном руководителем учреждения образования,  и программой  деятельности, согласованной Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования».

             Республиканский центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

  1.  Перечень      Республиканских       центров        утверждается

 Министерством образования Республики  Беларусь на основании предложений Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА

 

  1. Основной целью деятельности Республиканского центра является распространение инновационного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач развития системы образования Республики Беларусь.
  2. Задачами деятельности Республиканского центра являются:

использование и распространение нововведений;

профессиональное развитие педагогических кадров, в том числе содействие реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых;

организация сетевого взаимодействия по основным направлениям работы  Республиканского центра;

оказание консультационных, маркетинговых и аналитических услуг, организация и проведение семинаров, конференций и т.п.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОТКРЫТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО  ЦЕНТРА

 

  1.   Критериями открытия Республиканского центра являются:

          сложившаяся система инновационной деятельности педагогического коллектива учреждения образования по актуальным направлениям развития образования, опыт генерирования, реализации и оценки нововведений;

наличие кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций деятельности  Республиканского центра;

материально-техническая база, соответствующая содержательному направлению деятельности Республиканского центра;

наличие локальных нормативных документов, обеспечивающих деятельность Республиканского центра.

  1. Порядок открытия Республиканского центра:

        Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» по результатам экспертизы (экспертной оценки) реализованных инновационных проектов  формирует предложения по их эффективному использованию в сфере образования – открытию Республиканских инновационных центров;

учреждения образования в случае согласия участвовать в распространении инновационного опыта подают заявки   об открытии    Республиканских центров в  управления (отделы) образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов, управления образования, спорта и туризма  администраций районов г. Минска;

управления (отделы) образования, спорта и туризма районных исполнительных комитетов, управления образования, спорта и туризма  администраций районов г. Минска принимают решение об участии заявленных учреждений в распространении инновационного опыта и подают заявки на открытие Республиканских центров, согласованные с органами местной исполнительной власти, непосредственно в Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;

Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» формирует предложения Министерству образования по перечню учреждений образования, в которых будут открыты в предстоящем  учебном году Республиканские инновационные центры.

  1. Заявка об открытии Республиканского центра должна содержать:

наименование и местонахождение  учреждения образования (юридический адрес, контактные телефоны);

справку по согласованию с консультантом инновационного проекта по результатам реализации инновационного проекта;

описание структуры  Республиканского  центра и предполагаемой сети в виде перечня образовательных учреждений;

кадровое и материально техническое обеспечение Республиканского центра;

программу   деятельности Республиканского  центра;

ожидаемый результат  деятельности Республиканского  центра.

  1. Республиканский  центр осуществляет свою деятельность в течение 5 лет с даты открытия.
  2. Организационно-методическое сопровождение деятельности Республиканского  центра осуществляет Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»: утверждает научных консультантов по сопровождению направлений деятельности, создает условия для распространения опыта  инновационной деятельности по направлению деятельности Республиканского центра, координирует планирование работы Республиканского центра, организует систему консалтинговых услуг (консультации, проведение промежуточной независимой экспертизы и т.п.).
  3. Оценка эффективности деятельности Республиканского центра проводится  комиссией, в состав которой входят члены экспертного совета Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», представители Министерства образования, областных, районных (городских) управлений (отделов) образования, спорта и туризма в соответствии с критериями оценки эффективности деятельности Республиканского центра.
  4. Деятельность Республиканского  центра может быть продолжена на основании заявки, подаваемой в установленном порядке.

Деятельность Республиканского  центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств на основании приказа Министерства образованияРеспублики Беларусь.

  1.  Республиканский центр на договорной основе может осуществлять сотрудничество с иными учреждениями и организациями, в том числе международное.
  2.  Республиканский центр может оказывать гражданам и организациям  дополнительные образовательные услуги на платной основе.

 

  1. СТРУКТУРА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА. РУКОВОДСТВО. ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

  1.  Структуру Республиканского центра учреждение образования определяет самостоятельно.
  2.  Непосредственное руководство деятельностью Республиканского центра осуществляет руководитель учреждения образования.
  3.  В Республиканском центре должна быть следующая документация:

Положение о Республиканском центре, утвержденное руководителем учреждения образования;

приказы об открытии Республиканского центра, о назначении ответственных лиц за работу центра;

программа  деятельности Республиканского центра (на 5 лет);

план работы Республиканского центра (на учебный год);

отчеты о проделанной работе;

экспертное заключение по итогам деятельности Республиканского центра.

 

  1. ОТЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА

 

  1. Республиканский центр ежегодно отчитывается о выполнении программы и плана деятельности. Отчет публикуется на официальном сайте учреждения образования.
  2. Республиканский центр создает и размещает на сайте учреждения образования электронный банк разработок Республиканского центра.
  3. Республиканский центр представляет в указанные сроки оперативную информацию по направлениям своей деятельности по запросуМинистерства образования Республики Беларусь, ГУО «Академия последипломного образования».

 

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА

 

  1. Критерии оценки эффективности деятельности Республиканского центра (Приложение 1).
  2. Результаты деятельности Республиканского центра могут быть представлены в публикациях и сборниках образовательных изданий, на сайте учреждения образования и других формах  презентации деятельности центра.

 

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЦЕНТРА

 

  1. Финансирование деятельности республиканского центра производится за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению образования из местного бюджета, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
  2. Республиканский центр может использовать доходы, полученные в результате внебюджетной деятельности, на развитие материально-технической базы и поощрение сотрудников.

свернуть

Обоснование целесообразности и актуальности проекта.
развернуть

Перспективы развития любой системы образования определяются двумя группами факторов — потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. Именно поэтому экспериментальные и инновационные процессы в современном образовании являются непременным условием его адекватного существования в обществе. На современном этапе изменения, происходящие в образовании, направлены:

на совершенствование его качества и повышение эффективности; обеспечение открытости и доступности;

на опережающее развитие; 

на создание  системы  непрерывного образования;  

на содержательное наполнение образовательного процесса повышения квалификации педагогических работников;

на создание единой информационно-образовательной среды с целью апробирования и распространения передового опыта  и инноваций, эффективных информационных, педагогических и управленческих технологий.

Принятие в 2011году Кодекса об образовании и в 2012 году Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (10 июля 2012г. № 425-З) способствовали переходу системы образования к концепции развивающего образования, привитию личности тех качеств, которые характеризуются понятиями «инновационное мышление», «инновационная культура», «инновационная деятельность».

Таким образом, обновление образования требует от педагогов и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания и проектирования, диагностирования; умения  анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль.

В связи с тем, что инновации в образовании обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего рост ресурса развития, современное учреждение образования сегодня должно рассматриваться, прежде всего, как инновационная образовательная система. Именно поэтому чрезвычайно важна взаимосвязь системы дополнительного педагогического образования с инновационными процессами в учреждениях регионов с целью их интеграции в рамках единой методологической основы, обусловленной задачами государственной политики в сфере образования.

Для этого в республике создана определённая система по развитию,  обоснованию и внедрению инновационных идей в  деятельность учреждения образования:

- на республиканском уровне ежегодно приказом Министерства образования определяется более 300 учреждений образования, начинающих либо продолжающих реализацию инновационных проектов;

 

- на региональном – осуществляется      представление и защита  инновационных проектов; продолжается процесс формирования региональных ресурсных центров на базе образовательных учреждений по различным направлениям деятельности.

Сложившаяся инновационная практика в учреждениях образования республики показала достаточно высокий уровень готовности педагогических и управленческих кадров к инновационной деятельности.   Однако анализ деятельности учреждений образования, работающих в инновационном режиме, выявил ряд проблем: недостаточный уровень научно-методического обеспечения инновационных процессов; отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций с последующим  распространением и использованием в системе повышения квалификации; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения.

Таким образом, для разрешения вышеперечисленных проблем инновационная деятельность должна основываться: на общих социально-экономических факторах, образовательных тенденциях современной системы отечественного образования, ценностных стратегиях организационно-управленческой структуры, стратегии развития преемственности образовательного процесса в условиях формирования целостной системы непрерывного образования педагогических работников.

Создание среды, побуждающей учреждения образования к инновационной деятельности, и управление их развитием на республиканском уровне мы связываем с формированием инновационной инфраструктуры через организацию сети Республиканских инновационных центров.

Главным предназначением Республиканского инновационного центра должно стать совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками регионального партнерства. Например, использование организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в региональном образовании в рамках реализации Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» с целью интеграции в систему повышения квалификации.

Данный проект направлен на создание организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в системе образования и их интеграцию в систему непрерывного повышения квалификации педагогического сообщества. В свою очередь реализация модели Республиканского инновационного центра позволит:

-реализовать андрогогические принципы обучения и повышения квалификации педагогических работников через актуализацию инновационного потенциала учреждений образования;

-координировать деятельность учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), через развитие сетевого взаимодействия для организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов;

-использовать проектно-исследовательскую, инновационную деятельность педагогов по созданию и распространению инновационного образовательного продукта как ведущую технологию управления современными инновационными педагогическими системами, тем самым рассматривая Республиканский инновационный центр как обучающую организацию.

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
развернуть

Теоретической основой являются:

общие и характерные свойства инновационной образовательной деятельности (Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Никандрова, Т.А.Новиковой, Н.А.Селезневой, В.А.Сластенина, Ю.Г.Татура и других учёных); проблематика новаций в сфере образования (М.С.Бургина, М.В.Кларина, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, А.И.Пригожина, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамовой, Н.Р.Юсуфбековой и других учёных). Некоторые аспекты управления инновационной деятельностью рассматривались в работах, зафиксировавших формирование нового направления в педагогической науке - педагогической инноватики (С. Д. Поляков, Н. Р. Юсуфбекова и др.). Достаточно широко разработан вопрос подготовки педагогов к инновационной деятельности (Л. А. Волчок, В. И. Горовая,  Н.И. Запрудский, Е. Б. Зеленина, Н. Ф. Петрова, В. С. Сарапулов и др.); велик круг работ, раскрывающих различные аспекты подготовки руководителей к управлению инновационной деятельностью, организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов (А.А. Глинский, А.И. Жук, Кошель Н.Н. А. А. Петренко, М. Г. Синякова, К. М. Ушаков и др.). За последнее десятилетие появилось большое количество исследований, обращенных к проблемам управления развивающимися образовательными системами учреждения, (А.И. Жук, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, С. В. Сидоров и др.), региона (В. Н. Аверкин, С. А. Кирия, Н. Д. Малахов, А. М. Моисеев И. Б. Тарасова, Т. Д. Шебеко и др.), государства (А. Г. Каспржак, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин и др.). Вместе с тем исследования в области управления инновациями в образовании недостаточно раскрывают тему формирования инновационной инфраструктуры, рассматривают управление инновационным процессом в целом (Т. Г. Калугина, В. Н. Смирнов, Г. А. Старцев и др.) либо обращаются лишь к одному компоненту - информационной инфраструктуре (А. И. Данилова, Е. Ю. Дудник и др.). Проблематика инновационной инфраструктуры рассматривается, главным образом, в экономических исследованиях и ориентирована на промышленность, предпринимательство, социально-экономическое развитие региона (П. А. Арефьев, О. В. Королева, В. Р. Смирнова и др.). В последнее время выполнено достаточное количество диссертационных исследований, посвященных различным проблемам педагогического проектирования процесса подготовки специалистов, соответствующих потребностям общества и производства (Н.Ш.Валеева, З.С.Лукина, А.С.Мещеряков, А.К.Орешкина, В.С.Суворов и др.).

Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства».

Подтверждение результатов педагогической эффективности социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований.

Предлагаемый инновационный проект опирается на международный опыт и результаты исследований по данной проблематике:

материалы научно-технической программы «Современная образовательная среда», реализованной в 2009-2011 годах, по теме «Разработать содержание, нормативное и учебно-методическое и дидактическое обеспечение повышения квалификации педагогических кадров 11-летней общеобразовательной средней школы»;

материалы Международной научно-практической конференции «Деятельность научно-педагогической школы как фактор инновационного развития дополнительного образования педагогических кадров (научно-педагогическая школа профессора Александра Ивановича Жука (Республика Беларусь)», 27 февраля 2015 г. — 2 марта 2015 г.;

материалы 2-ой Международной научно-практической конференции «Инновации в области науки, технологий и интеграции знаний», Великобритания, Лондон (Agris, Web of Knowledge, Web of Science, РИНЦ), 2014г.;

 диссертационное исследование «Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы» (тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Калачикова, О.Н., 2009). Результаты исследования апробированы и внедрены в организации инновационной деятельности МОУ СОШ № 49 г. Томска, Авторской экспериментальной школы, школы-лаборатории инновационного образования ТГУ; организации инновационной деятельности педагогов школ Томской области, а также в разработке и реализации модулей программы ПК, реализуемой в регионе;

   использование опыта апробации и внедрения                                                                                               экспериментального регионального образовательного проекта «Создание региональной инновационной инфраструктуры: сеть Ресурсно-внедренческих центров инноваций» Томской области; экспериментального регионального сетевого образовательного проекта «Создание развивающейся многоуровневой сети инновационных площадок как ресурс модернизации региональной системы повышения квалификации в условиях реализации ФЦПРО» Липецкой области;  экспериментального регионального сетевого проекта «Развитие инновационной инфраструктуры региона» Орловской области.

свернуть

Готовность педагогического коллектива ГУО «Коссовская средняя школа» к реализации инновационного проекта подтверждается
развернуть

достаточным количеством высококвалифицированных педагогов (80% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию, высшее образование - 89% педагогов, 75% – педагогический стаж свыше 15 лет);

наличием команды высокомотивированных педагогов, которые готовы к внедрению инновации;

наличием современной учебно-материальной базы (2 компьютерных класса, лингафонный кабинет, методический кабинет, конференцзал, 8 мультимедийных  установок,  2 интерактивные доски, 2 видеодвойки, DVD-плеер, 3 ЖК телевизора, видеокамера, фотоаппарат, 2 музыкальных центра, ксероксы, сканеры, выход в Интернет, локальная сеть, медиатека, библиотечный фонд составляет более 35000 экземпляров);

эффективным педагогическим опытом освоения и использования современных  педагогических и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе  и в управленческой деятельности;

непрерывным самообразованием и стремлением повышать свой профессиональный уровень, участием педагогов школы в республиканских, областных, городских семинарах, конкурсах, конференциях;

наличием у педагогов опыта организации научно-практической деятельности учащихся в рамках научно-исследовательского общества.

высокий уровень готовности социально-педагогической и психологической службы школы к сопровождению инновационной деятельности;

опыт активного участия педагогов в работе школьной и районной методической сети, участия администрации  в семинарах различного уровня по управлению качеством образования;

опыт организации педагогических мастерских, мастер-классов, творческих отчетов, презентаций, тематических дискуссий;

публикации и выступления из опыта работы учителей школы на научных конференциях различного уровня, на страницах республиканских предметных методических журналов;

современная система оценки качества всех направлений совершенствования образовательного процесса;

стиль и методы управления  демократичны и осуществляются в соответствии с требованиями трудового законодательства и педагогической этики;

опыт организации инновационной  деятельности  в предыдущие годы;

наличие эффективного опыта внедрения в практику работы педагогических и ученических инициатив, различных образовательных и воспитательных проектов, умение анализировать и обобщать собственный эффективный опыт;

поддержка отдела образования, спорта и туризма Ивацевичского райисполкома;

результаты деятельности педагогического коллектива:

75% педагогов являются сертифицированными пользователями информационных технологий;

реализован инновационный проект «Внедрение модели специально организованной информационной образовательной среды школы как фактора становления субъектной позиции старшеклассников»;

Дипломы 1 и 2 степени открытого интернет-проекта с международным участием «Мне сняцца сны аб Беларусі…»;

Диплом 1 степени Министерства образования Республики Беларусь за победу в республиканском конкурсе работ исследовательского характера в секции «Лингвистика»;

Диплом 1 степени открытого конкурса детского рисунка «Арх Новация – 2014» в номинации «Видеоролик»;

Диплом 1 степени  республиканского конкурса юных экскурсоводов «Мая малая радзіма» в номинации «Пасёлкі гарадскога тыпу»;

Диплом УО «НЦХТДиМ» Министерства образования Республики Беларусь конкурса социальных проектов «Мая сям'я – мой гонар» в номинации «Ад прадзедаў спакон вякоў…» и др.

своевременное повышение квалификации педагогов как на базе школы, так и на базе УО «Брестский ИРО»,  ГУО «АПО».

свернуть

Сущность инновационной идеи
развернуть

    Внедрение модели деятельности Республиканских инновационных центров как обучающих организаций будет способствовать применению (использованию) эффективных андрагогических технологий для реализации приоритетных направлений и стратегий  развития системы непрерывного профессионального образования педагогических кадров.

свернуть

Описание инновационной модели
развернуть

   Концептуальные подходы к созданию нормативных правовых и организационно-содержательных механизмов развития инновационных процессов в образовании Республики Беларусь и их интеграция в систему дополнительного образования взрослых основываются на позитивных системных изменениях, связанных с реализацией  Кодекса об образовании, Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и Концепции Ресурсного центра учреждения образования, одобренной коллегией Министерства образования Республики Беларусь (постановление коллегии от 26.09.2012 г. №13.8).

    Понятие «инновационный центр» появилось недавно, с внедрением в   педагогическую науку и практику теории менеджмента, в том числе информационного менеджмента. Инновационный центр —  это собирательное понятие, охватывающее самые разные организации, такие как бизнес-инкубаторы, а также деловые, инновационные или технологические центры. В общих чертах цель инновационных центров заключается в создании общественного богатства на уровне конкретного района/региона. Инновационные центры представляют собой учреждения, оказывающие следующие услуги:

- консалтинговые услуги на этапе создания компаний (подготовка бизнес- планов) и в процессе их развития;

- технические и организационные услуги молодым (инновационным) предприятиям (например, секретарско-референтское обслуживание, телекоммуникационные услуги и инфраструктура для проведения совещаний/конференций);

- инновационные и технологические услуги (передача технологии), а также подготовка кадров и информационная работа.

 В профессиональной педагогической литературе тема остается пока не полностью разработанной. В связи с этим представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать учреждение образованиякак Инновационный центр.

 Представленная модель Инновационного центра (Приложение 1) определяет основные принципы и механизмы его деятельности, критерии оценки эффективности этой деятельности, а также пошаговую технологию перехода учреждения образованияв режим работы Республиканского инновационного центра.

Как отмечалось выше, в рамках региональной инновационной деятельности имеется практика создания ресурсных центров, где накоплен опыт разработки и применения на практике системно-деятельностного содержания дошкольного, общего среднего и профессионального образования, востребованного в условиях данного региона. Постепенно вырабатываются различные форматы сетевого взаимодействия учреждений образования — ресурсных центров. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов на региональном уровне осуществляют институты развития образования через различные формы организационно-методической, научно-методической, экспертной, консультационной деятельности.

Однако наличие региональных Ресурсных центров не позволяет решить противоречия:

- между активизацией инновационных процессов в региональном образовании и отсутствием объективных механизмов оценивания их эффективности на уровне республики;

- возрастающей потребностью в распространении и использовании инновационного опыта и недостаточной включенностью этого опыта в действующие программы повышения квалификации педагогов на уровне республики.

Реализация модели Республиканского инновационного центра позволит решить вышеуказанные противоречия через создание институциональных механизмов, с помощью которых синхронизируются процессы преобразования условий деятельности и нормативного правового обеспечения требуемых изменений в системе дополнительного образования взрослых (внедрение модели организации и повышения квалификации педагогов на основе адресного финансирования, использование накопительной системы повышения квалификации, разработка и внедрение гибких модульных образовательных программ,  отвечающих современным образовательным потребностям педагогов), контроль их исполнения и введения в практику.

Концептуальными основаниями для построения модели Республиканского инновационного центра являются методологические идеи и андрогагические принципы деятельностного подхода к профессиональному развитию и саморазвитию педагогических кадров:

компетентностно - деятельностный подход к развитию содержания дополнительного профессионального педагогического образования, реализуемый за счет разработки соответствующих ему образовательных программ и их модулей и интеграцию учебной и профессионально-педагогической деятельности слушателя;

соединение науки и практики через развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности; привлечение лидеров образования в систему повышения квалификации для передачи своего опыта;

оперативность как возможность системы повышения квалификации своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и образовательных запросах потребителей образовательных услуг и осуществлять опережающее предложение образовательных услуг в соответствии с квалификационными требованиями;

индивидуализация образовательного процесса за счет уровневого и модульного характера построения образовательных программ, наличия разнообразных форм и методов их освоения, в которых отражается образовательный заказ различных целевых групп обучающихся; возможности свободного выбора для потребителей содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих их запросам;

непрерывность образования за счет возможности накопления образовательных программ и их модулей в пространственно-временной организации учебного процесса;

распределенность, или диверсификация системы повышения квалификации, что предполагает использование образовательного потенциала максимально большого числа учреждений, структур, структурных подразделений и лиц, позволяющих создать сетевую образовательную систему;

демонополизация и состязательность при производстве и реализации образовательных услуг за счет использования конкурсных механизмов отбора, проведения экспертизы, оценки конкурентноспособности и востребованности разработанных и реализуемых образовательных программ;

эффективность использования бюджетных средств за счет персонифицированного финансирования повышения квалификации работников системы образования;

гибкость, т.е. способность системы предложить в соответствии с индивидуальными запросами потребителей максимально широкий спектр образовательных услуг, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения.

Реализация андрогагических принципов в деятельности Центров позволит разработать механизмы формирования развивающейся многоуровневой инновационной сети по следующим направлениям:

сетевая соорганизация ресурсов для построения инновационного образования в регионе, республике;

становление инновационной образовательной практики (новой системы образования, нового качества образования, новых моделей непрерывного образования педагога);

разработка интегрированных программ повышения квалификации, основанных на модульно-компентностном подходе, и включение их в образовательную деятельность учреждений дополнительного образования взрослых;

участие в республиканских, региональных проектах, направленных на развитие системы образования;

информирование и формирование общественного мнения по выше перечисленным направлениям деятельности центра.

Формирование развивающейся многоуровневой инновационной сети обеспечивается выполняемыми Республиканским инновационным центром функциями:

организационно-методической: 

- организация и осуществление деятельности по пропаганде и распространению инновационного педагогического опыта;

- развитие сетевых форм взаимодействия с образовательными учреждениями и другими структурами, в том числе социальными партнерами региона,  по всем направлениям деятельности центра;

- организация сетевого методического взаимодействия;

- изучение информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;

- обобщение передового педагогического опыта и его тиражирование;

- оказание консультационных, маркетинговых и аналитических услуг;

образовательной:

- участие в разработке программ повышения квалификации;

- включение Республиканского инновационного центра в систему повышения квалификации региона (или:  организация мероприятий по повышению квалификации, в том числе содействие в реализации программ дополнительного образования взрослых);

научно-методической:

- участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ общего среднего образования;

- участие в формировании портала образовательных ресурсов

аналитико-исследовательской:

- создание системы сбора и анализа информации о состоянии рынка образовательных ресурсов и потребностей субъектов образования;

- разработка и реализация проектов (программ исследования) по  направлениям деятельности центра;

экспертной:

- участие в различных формах экспертной деятельности, связанной с оценкой качества образования;

         информационно-издательской:

- подготовка методических и учебных пособий и материалов к изданию;

- информирование и формирование общественного мнения по вопросам деятельности центра

В основу оценки эффективности деятельности Республиканских инновационных центров положены следующие научно-обоснованные подходы (по Шамовой Т.И.):

- синергетический подход: анализ количественных и качественных показателей развития сети в контексте их соответствия направлениям деятельности Центра; расширение ресурсной базы Центра (материально-технической, кадровой, учебно-методической, нормативно-правовой, научно-исследовательской); количественные и качественные показатели участия педагогов в инновационной деятельности.

- системно-деятельностный подход: мониторинг результативности образовательного процесса по показателям деятельности Центра; соответствие сети учреждений образования  признакам системности: организованность, сложность и целостность; наличие системных эффектов в инновационной деятельности учреждений образования на основе анализа их работы; создание деятельностной, персонифицированной модели повышения квалификации.

- интегративный подход: наличие интегративно-содержательных связей программ повышения квалификации  и региональных, республиканских стажировочных площадок; мониторинг удовлетворенности слушателей курсовыми и другими совместными мероприятиями Центра, учреждений образования, реализующих инновационные проекты, региональных ресурсных центров.

    -открытость образовательной среды: информирование педагогического сообщества и формирование общественного мнения по вопросам совершенствования региональной системы повышения квалификации.

- рефлексивный подход: мониторинг, экспертиза, анализ материалов на всех этапах реализации проекта.

На основании концептуальных оснований  построения модели Республиканского инновационного центра и вышеуказанных подходов  к оценке эффективности его деятельности  разработаны критерии и показатели эффективности деятельности Республиканского инновационного центра (Приложение 2).

свернуть

Ожидаемые результаты
развернуть

- реализация андрогогических принципов обучения и повышения квалификации педагогов через актуализацию инновационного потенциала педагогов;

- координация деятельности учреждений дополнительного образования взрослых и организаций, решающих задачи дополнительного образования педагогов (Р(Г)УМК), через развитие сетевого методического взаимодействия для организации методического сопровождения опережающего профессионального образования педагогов;

-использование проектно-исследовательской, инновационной деятельности педагогов для создания и распространения инновационного образовательного продукта как ведущей технологии управления современными инновационными педагогическими системами, тем самым рассматривая Республиканский инновационный центр как обучающую организацию.

Таким образом, реализация проекта позволит отработать структурно-содержательные компоненты деятельности Республиканского инновационного центра: организационно-содержательные механизмы для развития инновационных процессов; положение о Республиканском инновационном центре; типовую структуру Республиканского инновационного центра; модели сетевого взаимодействия по направлениям и видам деятельности Республиканского инновационного центра; критерии и показатели отбора учреждения образования для присвоения им статуса Республиканского инновационного центра; критерии и показатели результативности деятельности Республиканского инновационного центра; информационная карта Республиканского инновационного центра; методические рекомендации по организации деятельности Республиканского инновационного центра.

 

свернуть

Критерии и показатели оценки эффективности деятельности Республиканского инновационного  центра
развернуть

Направление деятельности

Критерии эффективности

Показатели

Планирование и организация деятельности Республиканского инновационного центра

Планирование деятельности

 

Соответствие планирования деятельности задачам развития  образования Республики Беларусь

Диагностическая основа планирования

Целостность, содержательность, системность планирования

Управление и контроль деятельности

Наличие отчетов, аналитических материалов

Своевременность предоставления информации и отчетов

Объем реализации  плана деятельности

Наличие инфраструктуры центра

Наличие необходимой нормативной правовой базы. Локальные нормативные акты

Сформированность и развитие материальной базы

Функционирование сайтов, блогов, создание электронного банка материалов, их востребованность.

Обеспечение доступности информационного пространства

Эффективное использование кадровых ресурсов, динамика повышения квалификации 

Кадровое обеспечение.

Профессиональная компетентность кадров

 

Разнообразие и дифференциация форм организации учебно-методической работы с педагогическими кадрами. Сформированность системы информационной и методической поддержки.

Деятельность при инновационном  центре областных, районных и городских методических формирований

Оптимальность сети Республиканского центра

Формы взаимодействия с другими  Республиканскими центрами, учреждениями образования

Организация сетевого взаимодействия

Наличие сети Республиканского

инновационного центра

Наличие  и реализация совместных программ, проектов

Сформированность банка данныхопыта

Описание результатов деятельности в виде информационной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-методическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность по пропаганде инновационного опыта

Презентация опыта в СМИ, в том числе электронных

Системность работы по повышению квалификации педагогических работников (наличие и реализация программ дополнительного образования)

Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров и др.

Деятельность по повышению квалификации педагогических кадров региона

Консультирование в различном формате. Дистанционное консультирование

Тиражирование справочно-информационного материала

Формирование библиотеки современной методической и педагогической литературы

Консалтинговые услуги

(консультационная поддержка)

Создание медиатеки, наличие лицензионного и самостоятельно разработанного программного обеспечения

Информационно-методическая продукция

Разработка и внедрение инновационных проектов

Участие в опытной проверке учебных изданий, экспертизе средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ

Разработка методических рекомендаций по распространению инновационного опыта

Научно-методическая работа

Инновационная,

научно-исследовательская,

проектная деятельность

Разработка учебно-методических и дидактических материалов

Наличие авторских программ, методик

Научно-методическая, учебная  продукция

Разработка собственных информационных ресурсов: программных продуктов, электронных средств обучения и др.

Наличие публикаций участников деятельности Республиканского центра, в том числе электронных

свернуть

Примерный перечень документов, регламентирующих реализацию инновационного проекта в учреждении образования

 

развернуть