Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"КОССОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
им. А. Зайко"
Инновационные формы работы историко-краеведческого музея
Белевич Наталья Евгеньевна,
учитель истории,
руководитель краеведческого музея
ГУО «Коссовская средняя школа им. А. Зайко»Не для кого не секрет, что професс
Не для кого не секрет, что профессия учителя уникальна, т.к. даёт возможность постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться. А вдохновители этих перемен – наши ученики. Творческое сотрудничество учителя и ученика, совместный поиск – вот основные составляющие успеха. Одним из примеров творческого труда, сотрудничества и поиска является краеведческий музей Коссовской школы им. А. Зайко.
Наш музей - это не просто место сохранения музейных предметов, это центр всей краеведческой работы школы. На базе музея проводятся не только экскурсии, но и разнообразные внеклассные мероприятия, занятия по учебным предметам, возрождаются народные традиции и обряды. Школьный музей играет огромную роль в познании истории, культуры, этнографии своего края, в воспитании патриотизма и национального самосознания учеников нашей школы.
В музее применяются различные интерактивные и инновационные формы организации и подачи краеведческого материала.
Конечно, наиболее распространённой формой общения с посетителями была и остаётся экскурсия. Кроме традиционных обзорных экскурсий, мы проводим тематические экскурсии и музейные занятия, которые проходят в игровой и театрализованной форме. Экскурсоводы воссоздают картины жизни наших предков, их нравов и обычаев. Например, при знакомстве с разделом экспозиции «Этнография края» можно поиграть в белорусские народные игры или сыграть роль хозяйки (хозяина) крестьянского дома. В нашем музее можно представить себя и учеником школы второй половины ХХ века: посидеть за старой партой, полистать учебники того времени, выполнить задания или решить задачу из этих учебников.
В нашей школе популярными и востребованными стали экскурсии из серии «Музей в чемодане». Например, экскурсоводы музея разработали и с успехом проводят экскурсии «Через всю войну», «Из старого школьного портфеля», «Бабуліна скарбніца». Такие экскурсии мобильны, что позволяет проводить их не только в музее, но в учебных кабинетах и актовом зале.
Членами Совета музея совместно с Ивацевичским районным центром туризма и краеведения разработаны и экскурсионные маршруты по городу Коссово и Ивацевичскому району. Экскурсии проводят учащиеся школы совместно со взрослыми. Путешествовать по краю можно и заочно, т.к. созданы и видеоэкскурсии.
В школьном музее накоплен огромный материал по истории родного края. Это результат многолетней исследовательской и поисковой работы учащихся и учителей. Нам всегда хотелось, чтобы об истории родного края знало как можно больше людей, как взрослых, так и детей. Результаты наших исследований по краеведению мы представили в учебном пособии «Край мой родной Коссовщина». Создавая учебное пособие, мы исследовали и систематизировали материал по истории края, разработали тексты параграфов, дополнили тексты параграфов выдержками из документов, фотографиями, картами и таблицами. Сейчас идёт работа по созданию электронной версии этого учебного пособия.
На современном этапе среди главных задач, стоящих перед музеями не только накопление, хранение материалов, передача конкретных знаний, но и развитие способностей самостоятельно приобретать знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. В решении этой задачи неоценимую помощь оказывают информационные технологии, которые широко используются и в работе нашего музея. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является процесс использования нашими школьниками информационных технологий. Например, мы создали видеоэкскурсии «Дворец Пусловских» и «Архитектурное наследие Коссовщины»; видеоролики по истории Ивацевичского района и города Коссово, видеопрезентации о знаменитых земляках.
Большую работу проводят члены совета музея, участвуя в краеведческих инновационных проектах. В рамках инновационной деятельности школы создан сетевой проект «Путешествие к истокам» по формированию гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника. Автором проекта является учитель начальных классов Ляхович А.Ф.
Деятельность проекта организована через сайт, который создан на Google – платформе для учащихся, родителей и учителей в форме путешествия с системой заданий на каждом этапе. Для выполнения заданий проекта необходимо воспользоваться ресурсами WEB 2.0. Один из этапов называется "Я и малая родина". Он создавался совместно со школьным музеем.
Это не единственный пример участия музея в проектной деятельности. В рамках республиканского инновационного проекта мы работаем над созданием электронного мультимедийного комплекса по краеведению «Край, где мы живём». Одним из составляющих нашего комплекса является тематический иллюстрированный электронный «Путеводитель по городу Коссово». Он рассчитан на широкий круг пользователей – школьников, их родителей, педагогов, краеведов, всех жителей района, земляков, которые живут за пределами нашего края, и, конечно, любителей путешествовать.
Приоритет личностного развития ребенка является объективной причиной перехода к новому качеству образования и воспитания. Информационные технологии, в том числе, позволяют привлечь учеников в музей, вызвать интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, помогут воспитывать у учащихся чувство уважения и гордости за достижения земляков.
Время человеческого общения – это время счастья. Время счастья – время для творчества. А творчество это и есть самореализация личности. Проектируя свою педагогическую деятельность, учитель должен придавать большое значение организации разных форм работы с детьми, увеличению доли исследовательской деятельности, привитию детям потребностей в творческом самовыражении, благодаря чему их школьная жизнь, да и наша учительская, будет многогранной и запоминающейся.