Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
"КОССОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
им. А. Зайко"
Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящегося к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.
Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, различные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильственных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профессионализма специалистов, совершенствованием национального законодательства, применением новых технологий общения с детьми и расследо- ’ вания совершенных преступлений.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми с сексуальным подтекстом.
Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведения, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:
В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:
Конституция Республики Беларусь;
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;
Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;
Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;
Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;
Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 ноября 2006 г. № 18 и др.
Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей.
При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовлечение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексуально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку считается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информированное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:
Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.
К контактному насилию специалистами относятся следующие действия:
К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:
На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».
Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.
Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.
Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.
Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.
Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.
Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.
Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Миф 4. Дети соблазняют взрослых.
Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.
Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.
Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальнейшем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.
Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.
Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.
Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.
Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (родители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знакомые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репетиторы, няни, различные помощники по дому) [8].
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где
токсикоманами;
Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только
в неблагополучных семьях.
К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступления, могут также относиться:
■* • лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;
ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внимание на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Признаками сексуального насилия являются:
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.
Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
^ - мастурбация;
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
Изменения самосознания ребенка:
Появление невротических и психосоматических симптомов:
Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия:
Изменения самосознания ребенка:
Появление невротических и психосоматических симптомов:
Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или других причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.
Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды:
На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся следующие мероприятия:
Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.
Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв изнасилований, в силу чего возможны повторные посягательства на половую неприкосновенность.
На этом этапе большую роль играют:
Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязанных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.
Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для использования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.
Ниже приводятся памятки для детей и родителей, которые можно использовать при проведении родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.
Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.
- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.
-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.
Справочно: Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
-ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;
-демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);
-изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;
Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.
Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.
В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.
Статья 166. Изнасилование
1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом,
не достигшим шестнадцатилетнего возраста
1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169. Развратные действия
1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –
наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.
В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.
Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- боль в нижней части живота;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии
и общении ребенка:
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- отчуждение от братьев и сестер;
- терроризирование младших и детей своего возраста;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- падение самооценки;
- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Остановитесь! Оглянитесь!
Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным только тогда, когда пострадавшие попадают в больницы или сами начинают совершать правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги дня специалистов.
Различают случайные и намеренные раскрытия совершенного насилия.
Причиной случайного раскрытия факта совершенного над ребенком насилия может стать случайный свидетель (третье лицо), иногда раны и повреждения на теле, не соответствующие объяснениям ребенка, венерические заболевания, беременность и т. д. В этом случае ни насильник, ни жертва не готовы к раскрытию. И как это ни парадоксально звучит, жертва насилия может отреагировать негативно на попытки изменения ситуации и оказания ей помощи.
Чаще факт насилия раскрывается, когда сам ребенок решается рассказать о случившемся. Обычно первым человеком, кому ребенок решается рассказать об этом, является другой ребенок. Реже дети рассказывают о случившемся родителям и другим взрослым.
В обоих случаях психолого-педагогическое сопровождение лиц, переживших сексуальное насилие, осуществляется в двух основных направлениях:
Экстренная психологическая помощь жертвам насилия осуществляется в форме «горячей линии» - телефонов доверия, индивидуальных консультаций, групповой работы и предоставления убежища. Целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования. Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия являются оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния всех членов семьи, в первую очередь самого ребенка. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.
Памятка
«Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия»
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место, необходимо обратиться:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Признаки фактов жестокого обращения и насилия в семье несовершеннолетнего
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
Поведение
Интеллект
Взаимоотношения с окружающими
Физическое состояние
При этом нельзя:
Правило пяти «Нельзя!»:
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Все равно скажи «Нет!».
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.
Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
Ответ один - «НЕТ!». Придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Правила поведения в собственном доме (своей квартире):
Правила поведения в подъезде
Правила поведения в лифте
- если можешь защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.
Правила поведении на улице
Что делать, если к тебе на улице пристает незнакомец
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо четко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в чужом автомобиле
Что нужно знать подростку (и девочке, и мальчику), отправляющемуся на вечеринку/в гости/в ресторан
Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:
Обращая внимание на подобные знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).
При этом, если у тебя есть отношения с кем-либо, нужно понимать:
Методика интервью для диагностики насилия
Методика интервью проводится индивидуально.
Инструкция: Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники.
После каждой ситуации есть несколько вопросов. Обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
1. Сегодняшняя дата: _____________________
2. Твой возраст:___________________________
3. Твой пол:______________________________
4. Твой класс:_____________________________
5. Кто живет с тобой в семье (у тебя дома):__________________________
I. Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно
нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Костей, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости?
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
II. Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Таней, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани?
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
III. Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой когда хочет, иногда очень поздно, ночью.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Женей, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени?
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
IV. Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть: не нуждается ли он в помощи.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Мишей, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей.
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши?
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
V. Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его,
обзывая разными словами.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Петей, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
VI. Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Гошей, находятся:
5. Многие дети
6. Небольшое количество детей
7. Никто
8. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?
4. Я знаю много таких детей
5. Я знаю одного такого
6. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши:
4. Очень схожа
5. Немного схожа
6. Совершенно другая
VII. Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Ларисиной, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
VIII. Аня – ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Аниной, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
IX. Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Олиной, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Олей?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Олей:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
X. Однажды Максима заставляли смотреть видео о сексе и порнофотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с ситуацией Максима, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
XI. Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.
1). Как ты думаешь, в ситуации, схожей с Оксаниной, находятся:
1. Многие дети
2. Небольшое количество детей
3. Никто
4. Не знаю
2). Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?
1. Я знаю много таких детей
2. Я знаю одного такого
3. Не знаю ни одного
3). Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны:
1. Очень схожа
2. Немного схожа
3. Совершенно другая
XII. Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка?
Когда он |
да |
нет |
трудно сказать |
1. Лжет
|
|
|
|
2. Поздно возвращается домой
|
|
|
|
3. Получает плохие отметки в школе
|
|
|
|
4. Прогуливает уроки
|
|
|
|
5. Ворует
|
|
|
|
6. Неуважительно относится к старшим и родственникам
|
|
|
|
7. Испортит что-то ценное
|
|
|
|
8. Не заботится о своей одежде и рвет ее
|
|
|
|
9. Расстраивает родителей
|
|
|
|
10.Начинает курить
|
|
|
|
11. Употребляет алкоголь
|
|
|
|
XIII. Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать________________
Спасибо!
Ключ
Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к
ситуациям с I по XII. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на XII вопрос – «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилию. Если большинство ответов под номером 2 (на XII вопрос - «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия. Если же большинство ответов под номером 3 (на XII вопрос - «нет»), то ребенок, скорее всего, ситуацию насилия не переживал.
Анкета для учащихся
1. Ваш пол:
мужской
женский
2. Возраст ___________
Подумайте и ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Вы живете (отметьте один вариант ответа):
2. Какие взаимоотношения в Вашей семье?
3. Можете ли Вы сказать, что:
(Да, постоянно; Иногда; Нет)
4. Как обычно родители (опекуны) реагируют на Ваше поведение?
5. Случается ли, что Ваши родители (опекуны) Вас физически наказывают?
6. Комфортно ли Вы ощущаете себя:
(Да, вполне; Чаще да, чем нет; Чаще нет, чем да; Нет)
7. Встречаются ли во взаимоотношениях учеников Вашей школы:
(Да, довольно часто; Иногда; Такого не бывает; Затрудняюсь ответить)
8. Какие отношения сложились у Вас с одноклассниками?
9. Принято ли в Вашем классном коллективе:
(Да; Нет)
Помогать, поддерживать друг друга
Вместе проводить свободное время
Высмеивать, «троллить» друг друга
Постоянно кого-то унижать
Выяснять отношения с помощью кулаков
10. Можете ли Вы сказать, что учителя Вашей школы:
(Да; Чаще да; Чаще нет)
11. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе?
Да (какое подчеркните, в чем проявлялось):
а) физическое;
в) эмоциональное;
с) сексуальное;
d) экономическое
12. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе?____________
__________________________________________________________________
13. Что для этого нужно предпринять? ______________________________
__________________________________________________________________
14. К кому вы обратитесь за помощью в случае насилия над собой?
А) Друзьям
Б) Родителям
С) Учителю
Д) Брату или сестре
Е) Психологу
Ж) Социальному педагогу
З) Медицинскому работнику
И) Никому
К) Затрудняюсь ответить
Для младших школьников (начальная школа)
Анкета «Детско-родительские отношения»
(вариант для детей)
Здравствуйте ребята. Вы видите перед собой таблицу с незаконченными предложениями. В конце каждого предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выберите только одно, которое соответствует Вашему мнению и зачеркните его.
|
окончания предложения |
|||
Мама с тобой ласкова... |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Папа с тобой ласков... |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родители покупают тебе игрушки… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Папа на тебя кричит... |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Мама на тебя кричит... |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родители покупают тебе новую одежду… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Мама может тебя шлепнуть… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родители интересуются твоими успехами в школе... |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Папа может тебя шлепнуть… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родителя ставят тебя в угол… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Папа может сильно ударить тебя … |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родителя разговаривают с тобой грубо… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Мама может сильно ударить тебя… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родители спрашивают тебя о твоих друзьях… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Родители говорят, что любят тебя… |
часто |
иногда |
редко |
никогда |
Благодарим за участие!
Цель: донести до подростков понятие о жестокости, насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.
Целевая группа: обучающиеся 7-8 класса.
Какие знания, умения и навыки приобретут участники в ходе работы на мероприятии: составят определение словам “жестокость”, “насилие”, будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения, попробуют испытать различные чувства во время инсценирования ситуаций (насилия, унижения, радости), научатся действовать в ситуации давления на личность.
Технология: активные методы обучения
Краткое описание мероприятия. Классный час предполагает не только ознакомление с теоретической стороной вопроса, но и предусматривает практическую направленность. Дети разберут примеры, взятые из кинофильма “Чучело”. При помощи “мозгового штурма” попробуют найти выход из ситуаций. Сделают выводы, как противостоять жестокости и насилию
Оборудование: проектор, экран; вырезанные фигурки сердечек, изображение солнца с лучиками; фломастеры, тексты, ватман.
Ход занятия
I. Начало образовательного мероприятия
Учитель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Сначала, как японцы, потом, как одноклассники, которые не виделись 10 лет, потом, как партнеры по бизнесу (деловые люди).
II. Вхождение или погружение в тему
Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятная, для кого-то - новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста.
III. Работа над темой
Учитель. Какие случаи, действия можно назвать насилием?
(Записываю все ответы детей)
Возможные варианты ответа: это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.
Учитель. Как можно охарактеризовать людей, которые совершают эти действия? (Жестокими)
Что такое жестокость? (Дети сами пробуют дать определение)
Послушайте, как дается это понятие в словаре.
Жестокость — морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
Что такое насилие? Как вы считаете?
Это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Еще по-другому можно сказать, что если вам страшно, это насилие
Учитель. Есть разные формы насилия, каждая из которых характеризуется по-своему. Посмотрите на схему и приведите примеры для каждой формы насилия.
Давайте подумаем и назовем формы
Как вы понимаете?
Психическое насилие - это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих тебе вещей. отвержение, изоляция, игнорирование.
Эмоциональное насилие - это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства достоинства, постоянная критика.
Экономическое насилие - это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
Сексуальное насилие - это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, жилья.
Эмоциональная разрядка
Встать так, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.
Прошу встать в круг. Затем рассчитаться на “один - четыре” и сделать следующее:
Нужно перемещаться по кругу, касаясь друг друга локтями
Учитель. Посмотрите отрывки из к/ф “Чучело”.
Учитель. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он боится об этом сказать даже родителям. Что же делать в таком случае?
Учитель: Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте вместе определим, кто это может быть? (На доску креплю ватман, на котором нарисовано солнце. Один ученик записывает на лучиках ответы детей) (полиция, родители, родственники, учитель, специальные центры, уполномоченный по правам ребенка, психолог)
Учитель. Давайте выберем из предложенных ответов
“Солнце доверия” (по защите прав ребенка)
Запомните: Если случилось насилие, то
Учитель. Никто не имеет право совершать насилие над другим человеком. И берется оно по разным причинам (по каким)
Где может произойти насилие? (дома, в школе и на улице)
Но как его избежать? Какие правила безопасного поведения вы можете предложить своим товарищам?
Давайте разобьемся на три группы.
1 гр. – Написать или нарисовать Правила безопасного поведения дома
2 гр. - Правила безопасного поведения на улице
3 гр. - Правила безопасного поведения в школе
Защита плакатов
(Дополнения учителя: Советы, которые могут помочь тебе:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его.: вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Говорим “Нет” или придумываем срочное дело, по которому вы торопитесь. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут “заболтать” и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой)
Шаг 5. Не угрожай (Я расскажу родителям, я сообщу в милицию), если, например, отобрали телефон)
Инсценировать ситуации
1 группа. К тебе подходит мужчина и говорит, что в подвал котенок попал и просит помочь ему достать котенка.
2 группа. К тебе подходит старшеклассник и говори: “У тебя есть часы (телефон, наушники, ручка, часы)? Дай посмотреть. (Берет, рассматривает.) Будет моя!!!” И убегает.
3 группа. К тебе подходит мужчина и говорит: “Помоги достать телефон. Он под сиденье автомобиля упал, а у меня спина болит”.
(Каждая группа инсценирует, предлагает ответные действия. Другие группы дополняют, высказывают свое решение выхода из данной ситуации)
IV. Завершение мероприятия
Сложностей нельзя избежать. Научитесь решать эти сложности. Заканчивая классный час, я хочу, чтобы вы на сердечках написали советы (пожелания) себе или другу, или всем людям, как нужно противостоять жестокости и насилию
Использованные ресурсы
http://infourok.ru/material.html?mid=26395
https://urok.1sept.ru/articles/592263/
http://sc0029.shortandy.akmoedu.kz/index.php?p=docs-view&d=D604692E86D6ECD4
Цель: формировать представление о проблеме насилия, развивать положительную оценку добра, развивать уважение к другим и самоуважение.
Оборудование: рассказ «Маленький светильник», анкеты для учеников, пословицы и поговорки на доске.
Ход кл. часа:
1. Вступительное слово.
2. Анкетирование.
3. Беседа.
4. Чтение рассказа «Маленький светильник».
5. Рефлексия.
1. Вступительное слово.
Человек – существо общественное. Он не может жить без других людей. Мы все живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими встречаемся в кружке. И со всеми людьми нам нужно жить в мире и согласии. Легко ли уживаться с другими, не причинив им боли? Сегодня мы поговорим с вами о насилии. Для этого вам нужно выяснить: что вы считаете насилием? Какие виды насилия вам известны? Часто ли вы сталкиваетесь с насилием и где?
2.Анкетирование.
Ответьте на вопросы анкеты:
Считаете ли вы насилием, когда вы Считаете ли вы насилием , когда вас
Обзывают, дают обидную кличку |
|
шлепаете по плечу, спине |
Шлепают по плечу, спине |
даете подзатыльник |
Дают подзатыльник |
щипаете |
Больно щипают |
кусаетесь |
кусают |
бьете |
бьют |
Итак, мы выяснили, что одни и те же действия могут быть по-разному истолкованы. Это зависит от того, по отношению к кому эти действия выполняются.
3. Беседа.
Давайте вспомним старинные русские народные пословицы и поговорки. Ведь народная мудрость в них слагалась веками. Как вы думаете, о чем говориться в каждой из пословиц и поговорок?
Говорить обиняками
Доброе добром поминают
Других не суди на себя погляди
За доброе дело жди похвалы смело
Зло злом не поправишь
Как аукнется, так и откликнется
Когда хочешь себе добра , то не делай никому зла
Меч поднявший от меча и погибнет
Шутки шути, да людей не мути
Нам нужно только прислушаться, чтоб не совершать ошибок в отношениях между людьми.
4. Чтение рассказа.
А теперь давайте поговорим, когда и где мы чаще всего можем творить добро. Послушайте рассказ и скажите, часто ли вы совершаете подобные поступки.
Маленький светильник
Лена еще не ходила в школу, но мама уже разрешала ей самостоятельно навещать бабушку Галю - одинокую старушку, которая жила в начале их улицы. Однажды Лена вернулась домой и спросила:
- Мама, почему бабушка Галя так радуется, когда я прихожу? Знаешь, она называет меня солнечным лучиком и говорит, что я радую ее и утешаю. Но я ведь ничего особенного ей не говорю! А когда она начинает плакать, я вообще не знаю, что сказать, и плачу вместе с ней. Мне так жалко ее...
- Утешать, Леночка, можно не только словами,- ответила мама.- Ты не горюй, когда не знаешь, что сказать. Бабушку утешает само твое присутствие. Она знает, что дети больше хотят играть на улице, чем сидеть в доме со старыми людьми. Когда ты приходишь к ней с ласковой улыбкой, ей кажется, что солнечный луч проник в ее комнату. И от этого теплее на сердце становится.
А когда ты жалеешь ее и плачешь с ней, бабушка радуется, что у тебя доброе и мягкое сердце. Это ее утешает, и она уже не чувствует себя одинокой.
- Это совсем маленькое дело, да, мама?
- Не могу сказать, что совсем маленькое,- немного подумав, ответила мама. -Я как-то читала один рассказ про свечку. Послушай, я тебе расскажу.
На берегу моря стоял огромный маяк. Каждый вечер туда приходил сторож и с горящей свечкой в руке поднимался наверх по длинной лестнице.
Однажды сторож задумался о маленькой свечке, которую нес, и представил себе, что сказала бы она, если бы могла говорить.
"Куда ты меня несешь?" - спросила бы она сторожа. "Наверх".- "А что ты хочешь там так высоко делать?" - "Зажечь маяк. Он очень нужен тем, кто находится в море. Если поднимется буря и ничего не будет видно, свет маяка покажет, где порт".- "Но я ведь такая маленькая... - могла бы сказать свечка.- Я не могу светить так ярко, чтобы увидели моряки".- "И все-таки мне без тебя не обойтись",- улыбнулся бы сторож, прикрывая свечку рукой.
Поднявшись на верх маяка, сторож огоньком маленькой свечки зажег огромный факел, пламя которого бросало яркий свет в темную даль моря. Маленькая свеча сделала свое дело. Без нее сторож действительно не мог обойтись.
Здесь, доченька, пример для нас, чтобы мы светили каждый на своем месте и не смущались, что наши дела не такие уж большие. Будем делать все, что можем.
Скажите, часто ли вы совершаете подобные поступки? Что мешает вам их совершать? Нужно ли поступать так же как героиня рассказа? Зачем это нужно?
5. Рефлексия (подведение итогов).
Наш разговор на сегодня закончен. Но мы его обязательно продолжим. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли в течении классного часа? Нужно ли еще проводить такие кл.часы?