Для будущих первоклассников

 

Школа будущего первоклассника

ЗАЧЕМ  ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ШКОЛА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ?   

       Поступление в школу – важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, в нашем учебном заведении организуются занятия для будущих  первоклассников «Хочу  всё  знать!», которые помогут детям на новом этапе жизни.

     Школа   будущего первоклассника предназначена, прежде всего, для адаптации детей к  обучению  в  школе. Качественная подготовка к школе заключается  не  в  умении  читать,  писать  и  считать,  а  во  множестве психологических  аспектов:  умении  общаться  в  коллективе,  развитии усидчивости, концентрации внимания.

    Наши занятия позволяют определить готовность дошкольника к обучению в  начальной школе, увидеть «слабые звенья»  в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Дети, посещающие    подобные   занятия, успешнее   адаптируются   в   школе, психологически  подготовлены  к  началу  обучения, что  позволяет  им  в дальнейшем  успешно  овладевать  школьной  программой.

     Цель занятий -  создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в школе, развитие  их  интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые в будущем обеспечат успешность   адаптации  первоклассника,  его   достижения  в   учебе   и положительное отношение к школе.

     Задачи занятий:

  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;  
  • Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.                                                                              
  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе; навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.

 Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

  • учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;
  • системность  и  плановость; 
  • уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой  характер учебного  процесса;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

 

свернуть

Скоро в школу!

1. Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, его физическим и психическим развитием. Перед выбором школы проконсультируйтесь у врача о состоянии здоровья ребёнка, спросите совета у психолога, психоневролога, прислушайтесь к их рекомендациям.
2. Уделите внимание рациональной организации режима дня, избегайте чрезмерных перегрузок. Выполнение режима дня (рациональное питание, сон, отдых, прогулка, игры, занятия) не только оказывает положительное воздействие на укрепление здоровья ребёнка, но и формирует собранность, организованность, дисциплинирует, подтягивает его.
3. Формируйте у детей интерес к учению и школьной жизни. Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, красивый портфель, букет цветов... При подготовке к школе важно сделать акцент на познавательном интересе, ведь учёба - это труд, и ребёнок должен быть готов к этому.
4. Верьте в возможности Вашего ребёнка, это поможет ему ощутить психологический комфорт, защищённость, уверенность в своих силах. Ребёнок нуждается в Вашей поддержке и одобрении.
5. Учите общаться с детьми, взрослыми. Проследите, как он проявляет себя в играх, умеет ли подчиняться правилам.
6. Развитие речи - одна из главных задач воспитания. Побуждайте ребёнка к пересказу сказок, мультфильмов, начиная с коротких и хорошо знакомых; к составлению рассказов по картинке, иллюстрации, об игрушке; предложите придумать сюжет сказки, рассказать интересный случай из жизни.
7. Воспитывайте у детей интерес к КНИГЕ, используйте как тему для разговоров, сюжет для игры, больше читайте вместе, рассматривайте иллюстрации, знакомьте с авторами, анализируйте характеры героев, поинтересуйтесь, на кого они хотят быть похожими. Дайте понять, что книга - источник важной, интересной информации.
8. Приучайте ребёнка к поддержанию порядка в своей комнате, на столе, пусть он сам убирает игрушки, вещи, следит за своим внешним видом, обслуживает себя, заправляет постель, помогает маленьким и взрослым.

свернуть

Что должен знать ребёнок, поступающий в школу

В соответствии с учебной программой дошкольного образования ребёнок шести лет должен:


 знать свою и родителей фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес;
 называть республику, столицу, город, в котором проживает;
 группировать, классифицировать различные виды транспорта по способу передвижения ( наземный, водный, воздушный), по назначению и характеру груза ( пассажирский, грузовой);
 называть в логической последовательности : времена года ( весна, лето, осень, зима), месяцы, дни недели, части суток;
 уметь перечислить домашних животных, объяснить, какую пользу они приносят;
называть и различать :

2-3 представителей диких животных, птиц;
 5 -6 видов деревьев ( дуб, липа, клён, берёза, каштан, ива);
 4 вида кустарника ,
 6-8 видов овощей ,
 4-5 плодово-ягодных культур;
обобщать и классифицировать предметы и явления по существенным признакам ( овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт, игрушки, одежда, обувь, дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы и др.)
 правильно изменять слова по формам, согласовывать в речи существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; числительные с существительными;
 правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже (много книг, детей, деревьев, лыж, цветов, друзей и др.)
 проводить звуковой анализ слова;
 сравнивать предметы по высоте, длине, ширине; раскладывать в убывающем и возрастающем порядке;
 классифицировать предметы по 2-3 признакам одновременно: цвет, форма, величина (найди красный большой треугольник; маленький круглый жёлтый шарик )
 считать до 10 количественным и порядковым счётом;
 называть цифры 0-9;
 знать состав числа из единиц ( в переделах 5 );
 знать геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр;

устанавливать пространственные отношения объектов по отношению друг к другу ( справа, слева, за, над, под, вверху, внизу и т.д. );
 различать жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет;
 правильно штриховать и закрашивать изображение;
 пользоваться ножницами.

свернуть

Консультация педагога-психолога для родителей

«Психологическая готовность к школе»


Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали, все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.
Вот с математикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям в детском саду.
Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем? Психологи обнаружили целых четыре вида психологической готовности к школе.


Личностно-социальная готовность


Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разрешению конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».


Эмоционально-волевая готовность


«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с родителями, порой получает глубокое разочарование от школы?
Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».


Интеллектуальная готовность


Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
· к школе;
· учителю;
· к учебной деятельности;
· к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая своего ребенка, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

свернуть

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребёнка в школе то, что он там узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребёнок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребёнок составлять рассказы по картинке не короче чем пяти предложений?
6. Может ли Ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребёнок читать по слогам или, что ещё лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребёнок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что Ваш ребёнок имеет твёрдую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребёнок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли Ваш ребёнок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли Ваш ребёнок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных (+) ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15 – 18 баллов – можно считать, что ребёнок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы.
10 – 14 баллов – вы на правильном пути, ребёнок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребёнком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

свернуть

Уважаемые родители! Предлагаем вам избранные главы книги детского психолога М .А. Панфиловой "Лесная школа"

 

 Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Читать книгу

свернуть