Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности

15 мая – Международный день семьи  

 

         Ежегодно 15 мая отмечается Международный день семьи. В этом году день проходит под девизом «Моя семья – моя страна».

         «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро», – Я.Л.Сухомлинский.

         Семья – одна из важнейших ценностей каждого человека, социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. В семье происходит процесс формирования человека как личности и как гражданина.

         Цель Международного дня семьи – привлечение внимания широкой общественности к вопросам семьи и брака. В этот день проводятся различные просветительские, публичные и праздничные мероприятия: концерты, встречи супружеских пар, тренинги для молодых семей, благотворительные акции и др.

         В Брестской области информационно-образовательные мероприятия ко Дню семьи проводятся с 10 по 15 мая при поддержке главного управления по здравоохранению Брестского облисполкома и взаимодействии различных ведомств и служб.

   Семейная политика является основой национальной государственной политики, включает в себя комплекс мер поддержки семей и реализуется через предоставление:

– пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

– семейного капитала;

– государственной поддержке при строительстве (реконструкции) жилья;

– социального обслуживания семей с детьми;

– бесплатного питания детям первых двух лет жизни и другой адресной социальной помощи;

– гарантий и льгот в сфере образования, здравоохранения, пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства и др.

Политика в отношении семьи играет важную роль в выполнении задач по многим целям в области устойчивого развития (ЦУР).

Ключевыми направлениями деятельности белорусского государства в сфере охраны материнства и детства являются:

  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства;
  • охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей;
  • сохранение здоровья матерей и детей;
  • развитие сети организаций здравоохранения;
  • повышение эффективности системы социальной защиты матери и ребенка, молодых семей.

    Целенаправленная поддержка семьи гарантируется Законами Республики Беларусь «О правах ребенка», «О здравоохранении», Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и др.

         В Беларуси создана надежная система защиты семей с детьми, которая включает экономические, социальные, трудовые гарантии и права. Большое внимание уделяется устойчивому повышению материального благосостояния семьи путем создания экономических предпосылок роста заработной платы, приоритетного ее повышения у низкооплачиваемых категорий населения, усиления защиты прав наемных работников, повышения минимальных государственных гарантий в области оплаты труда до уровня бюджета прожиточного минимума. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует укреплению семьи и ее престижа в обществе.

         Основные формы государственной помощи – денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям, социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).

В Беларуси реализуется государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021 – 2025 годы. В рамках этой программы разработана подпрограмма «Семья и детство», направленные на укрепление института семьи.

Особое внимание, как в стране, так и в области, уделяется вопросам улучшения рождаемости. В Брестской области в 2022 году родилось 11633 ребенка (в 2021 году – 12770). Показатель младенческой смертности составил 2,9 ‰ в 2022 году и соответствует уровню развитых стран мира.

Проводится активная работа по профилактике абортов, в 2022 году 529 после проведенного предабортного консультирования отказались от прерывания беременности. Эффективность предабортного консультирования высокая и в 2022 году составила 28,6 %. Здравоохранением области предабортное консультирование проведено всем обратившимся женщинам.

Что касается партнерских родов, таких в области в 2022 году проведено 80, в 2021 году – 20.

Брестской областной комиссией по отбору пациентов для бесплатного предоставления попытки экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) за 2022 год проведено 50 заседаний, выдано 213 решений о направлении пациентов на проведение ЭКО на бюджетной основе в учреждения здравоохранения Республики Беларусь, в 2021 – 191.

Проблемы охраны репродуктивного здоровья неотделимы от проблем охраны сексуального здоровья и должны рассматриваться исходя из равенства прав мужчин и женщин на репродуктивное и сексуальное здоровье.

Охрана здоровья женщины, в особенности охрана ее репродуктивного и сексуального здоровья, требует, чтобы и мужчина и женщина, составляющие пару, совместно об этом заботились и стремились помочь друг другу.

Семья как специфичная закрытая система воспитания, воздействует на человека на протяжении всей его жизни: то, что в детские годы приобретается в семье, будет перенесено в дальнейшие периоды жизни, а усвоенная модель семейного воспитания будет передаваться из поколения в поколение.

В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным. В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения. Задача общества – вырастить детей физически и психологически здоровыми, активными и ответственными гражданами, которые внесут достойный вклад в процветание своей страны.

 

Татьяна Гапоник,

редактор отдела общественного здоровья

Брестского областного ЦГЭиОЗ

Эдуард Мищук, главный специалист

главного управления по здравоохранению

Брестского облисполкома

свернуть

Примерные матрицы единого урока, посвященного Дню семьи, для учреждений общего среднего образования  

Примерные матрицы единого урока, посвященного Дню семьи,

для учреждений общего среднего образования

 

Тема единого урока: Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности.

 

Целевая установка: формирование у учащихся представлений о роли и значимости семьи в жизни каждого человека, о семейных ценностях; воспитание чувства любви и уважения к родным и близким людям.

 

 

Методическая установка:

Предложенные матрицы единого урока являются примерными, при их реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности и традиции учреждения образования.

В помещении, в котором будет проходить урок, может быть оформлена выставка книг соответствующей тематики, рисунков «Моя семья», семейных родоводов, фотовыставки «Моя веселая семья», «История моей семьи», «Мой родственник, которым я горжусь».

 

 

Структурный компонент

единого урока

Содержательный компонент  единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент  единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент  единого урока

9-11 классы

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что ежегодно 15 мая отмечается праздник – День семьи, акцентирует внимание на значении и ценности семьи в жизни каждого человека.

Учащимся можно предложить выполнить упражнение «Кто мы?»  (Приложение 1)

Информационный этап

Учащимся предлагается вспомнить сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье,

выполнить упражнение «Составьте пословицы» (заранее подготовлены слова, из которых надо составить пословицы о семье) и объяснить их смысл (Приложение 2)

 

Вариант 1. Учащимся предлагается объяснить смысл пословиц и ответить на вопрос: о каких семейных ценностях в них идет речь?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Мир в семье любовью держится.

Дружная семья не знает печали.

 

Вариант 2. Беседа о семейных ценностях на основе анализа афоризма Л.Н. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

В фокусе обсуждения: составляющие семейного счастья, семейные ценности как основа крепкой семьи, трудности в семейных взаимоотношениях

Дискуссия на тему «Можно ли прожить без семьи?»

В фокусе обсуждения:

современная семья и семейные ценности; ценность семьи с точки зрения общества и государства

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 10)

 

Основной этап

Вариант 1. Беседа по прочитанным рассказам

В.А. Сухомлинского (Приложение 3), по просмотренному мультипликационному фильму «День рождения бабушки»[1], с использованием приема «Тонкие и толстые вопросы о семье». (Приложение 4)

Вариант 2. Упражнение «Каков я в семье» (Приложение 5)

Вариант 1. Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Дед»[2]

(примерные вопросы для обсуждения размещены в приложении 7)

 

Вариант 2. Ток-шоу «Отцы и дети»

(описание приема содержится в приложении 8)

 

Вариант 1. Упражнение «Семейные ценности»

(описание приема содержится в приложении 11)

 

Вариант 2. Ток-шоу «Отцы и дети»

(описание приема содержится в приложении 8)

 

Заключительный этап

Подведение итогов, рефлексия

Можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения (по выбору):

«Составь слова» (учащимся предлагаются переставить буквы таким образом, чтобы можно было прочесть получившиеся слова; объяснить их смысл: АЕССТЧЬ, АДДЕЖКОПР, ААБЗОТ, АГЕИЛОСС (Ответ: счастье, поддержка, забота, согласие)

 

«Продолжи предложение»:

Мама и папа для меня самые …

Я люблю своих родителей за то, что …

Свою семью я считаю …

Я доверяю свои тайны …

Родным я хочу пожелать …

Идеальная семья – это …

 

«Ассоциации»

Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову «Cемья»:

Если семья – это постройка, то какая?

Если семья – это цвет, то какой?

Если семья – это музыка, то какая?

Если семья – это геометрическая фигура, то какая?

Если семья – это настроение, то какое?

 

Синквейн

Учащимся предлагается составить синквейн к слову «Семья».

Творческое задание для учащихся

(по желанию)

Изготовление лэпбука «Моя семья и Я» (Приложение 6)

 

Сочинение рифмованных строк со словами: дом, живем, я, семья.

_________________дом

_______________живем

__________________я

_______________семья.

Подготовка и презентация в классе творческих работ на тему «Моя семья»

(вариант творческой работы представлен в приложении 9)

 

Написание мини-эссе на темы «Моя идеальная семья», «Слагаемые семейного счастья», «Мои семейные ценности» и организация их презентации в рамках родительского собрания

 

Приложение 1

Упражнение «Кто мы?»[3]

Педагог предлагает учащимся ответить на вопрос «Кто мы?», то есть назвать те социальные роли, которые они исполняют в настоящее время. Ответы записываются на доске в столбик, например, ученик, гражданин, брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка и пр.

Далее педагог говорит:

– Представьте, что прошли годы, вы стали взрослыми. Кем вы станете? (Педагогом, врачом, программистом, мужем, женой, папой, мамой и пр.).

Ответы записываются на доске в следующий столбик, два перечня сравниваются и делается вывод, что при разных профессиях подавляющему большинству в будущем предстоит выполнять общую социальную роль – семьянина.

 

 

Приложение 2

Пословицы и поговорки о семье

 

В семье лад – не нужен и клад.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

В дружной семье и в холод тепло.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семьей дорожить – счастливым быть.

 

 

Приложение 3

Василий Сухомлинский

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-samye-laskovye-ruki/

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-imeninnyj-obed/

 

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

https://skazki.rustih.ru/vasilij-suxomlinskij-babushka-otdyxaet/

Приложение 4

Прием «Тонкие и толстые вопросы о семье»

 

Педагог объясняет учащимся, что вопросы, которые мы задаем друг другу, условно можно разделить на две большие группы: «тонкие» (требующие однозначного ответа) и «толстые» (требующие анализа, размышления, аргументирования).

Виды «тонких» вопросов: кто..., что…, когда…, может …, будет…, мог ли …, как звали …, было ли …, согласны ли вы …, верно ….

«Толстые» вопросы: дайте объяснение, почему…; почему вы думаете …; почему вы считаете …; в чем разница …; предположите, что будет, если …; что, если…

Класс делится на две группы. Одна группа отвечает на «тонкие» вопросы, а другая – на «толстые» (в процессе обсуждения группы «меняются» местами):

 

«Тонкие» вопросы

 

 

«Толстые» вопросы

Кто у вас в семье самый главный?

Что любят делать члены семьи вместе?

Какой праздник в семье самый главный (любимый)?

Согласны ли вы с тем, что мир и согласие в семье зависят от каждого члена семьи?

Заботитесь ли вы о своих бабушках и дедушках?

Объясните, почему дети должны уважать своих родителей.

В чем различие между вашей семьей и другими семьями?

Предположите, что означает выражение «большая семья».

Какую семью называют «идеальной семьей»?

Чтобы вы хотели улучшить (изменить) в своей семье?

Какие традиции есть в вашей семье?

 

 

Приложение 5

Упражнение «Каков я в семье»

 

Инструкция. Учащиеся описывают свои роли в семье, например «Я – хороший сын (дочь)», «Я – внимательный внук (внучка)» и др.

Педагог предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:

Что нужно сделать, чтобы быть лучшим в своей семье в будущем?

Что вы делаете сейчас для этого?

 

Приложение 6

Лэпбук

 

Лэпбук переводят с английского как «наколенная книга», «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребенку удобно рассматривать их, держа на коленях.

В зависимости от формы лепбук может выглядеть как книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка или фигурная папка.

В содержимое лэпбука могут входить: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, стрелки-пазлы, чистые листы для заметок и т.д.

При изготовлении лэпбука выделяют определенные этапы работы:

Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему или поддержать инициативу детей.

Второй этап – составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.

Третий этап – изготовление и оформление лэпбука.

 

Приложение 7

Вопросы для обсуждения после просмотра мультипликационного фильма «Дед»

 

Как вы думаете, почему в деревне существовал обычай избавляться от стариков? О каком отношении жителей деревни к пожилым родственникам свидетельствует этот обычай?

Почему семья дедушки решила поступить по-другому?

Как их поступок повлиял на их жизнь и жизнь всей деревни?

Что изменилось в отношении людей к старикам? Почему?

Можете ли вы привести примеры того, как знания и опыт ваших бабушек и дедушек помогли вам или вашим родителям?

Как вы относитесь к своим пожилым родственникам?

Хотели бы вы чему-нибудь научиться у своих бабушек и дедушек?

 

Приложение 8

Ток-шоу «Отцы и дети»[4]

 

Цель: развитие у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей, в том числе глазами родителей, умения понимать чувства и мотивы других людей; воспитание чувства благодарности к родителям, ответственности за свои слова и поступки.

Подготовка:

  1. Создается инициативная группа, которая вместе с классным руководителем проводит в классе предварительный опрос: «Какие вопросы сложно решать с родителями?», «По каким вопросам ты и твои родители имеете противоположные точки зрения?» и т.п.
  2. Для обсуждения выбираются наиболее острые проблемы или ситуации.
  3. Инициативная группа может подготовить инсценировки некоторых ситуаций, если это необходимо.
  4. Выбираются ведущие.
  5. Остальные учащиеся класса делятся на две группы. По жребию одной группе предстоит играть роль «родителей», другой – «детей». В ходе дискуссии им необходимо рассматривать все вопросы исходя из своей роли.

В ходе подготовки классный руководитель помогает ведущим продумать ход дискуссии, вопросы, выносимые на обсуждение, проводит вместе с ведущими деление коллектива на группы, консультирует инициативную группу по вопросам оформления зала.

Приложение 9

Творческая работа «Моя семья»

 

Инструкция:

Лист формата А4 разделить на 4 части.

В верхнем левом углу написать название «Моя семья», фамилию семьи, наклеить семейную фотографию. В верхнем правом углу нарисовать герб семьи.

В нижнем левом углу написать девиз семьи или перечислить 3-4 самые важные семейные ценности. В нижнем правом углу пожелания своей семье.

 

При выполнении учащимися задания в творческих работах следует отразить историю своей семьи (члены семьи – участники исторических событий; важные даты в семейной истории и др.).

 

Приложение 10

Вопросы для обсуждения в ходе дискуссии «Можно ли прожить без семьи?»

 

Кому и почему больше нужна семья – мужчине, женщине или детям?

Обязательно ли вступать в брак?

Может ли быть счастливой семья без детей?

В чем состоит ценность семьи для общества?

Есть ли у вас родственники, внесшие вклад в развитие вашего региона (села, города, области), и которыми гордится ваша семья?

Кто или что помогает семье справляться с возникшими трудностями?

Какие меры предприняты в нашем государстве для стимулирования молодежи к созданию семьи и рождению детей?

 

Приложение 11

Упражнение «Семейные ценности»[5]

 

Для выполнения упражнения класс разбивается на группы по 5 человек.

Педагог раздает группам заранее подготовленные карточки с названием ценностей и качеств: воспитывать детей, проводить время вместе с семьей, быть верным, доверять друг другу, принимать другого, настаивать на своем, уметь извиниться, быть на одном культурном уровне, уметь прощать, быть щедрым, командовать, уважать членов семьи, иметь красивую внешность, иметь много денег, говорить комплименты, быть честным, слушать другого, сочувствовать, иметь общие интересы, быть скромным, быть тактичным, спорить, быть самим собой, заботиться друг о друге, быть позитивным, уметь делиться.

Задача учащихся – принять общее решение и построить из предложенных карточек пирамиду. Всего в пирамиде должно быть 15 блоков (карточек). В нижнем ряду – 5, в следующем – 4, и далее до вершины из одной карточки-ценности. Таким образом, на вершине должна быть основополагающая для создания крепкой стабильной семьи ценность. Далее две, чуть менее важные, в следующем ряду – три, еще менее важные, и далее по убыванию значимости.

Группы демонстрируют полученные пирамиды и поясняют свой выбор.

[1] Мультипликационный фильм «День рождения бабушки» (1981, студия «Союзмультфильм», длительность: 10 мин), ссылка: https://yandex.by/video/preview/12524141403506229193

[2] Мультипликационный фильм «Дед» (2011, киностудия «Беларусьфильм», длительность: 7 мин), ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=QKeHS4jg9dk

[3] Смагина, Л.И. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната / Л.И. Смагина, А.С. Чернявская. - Минск : Ковчег, 2009. - 164 с.

[4] Адаптировано по: 50 сценариев классных часов / Е.М. Аджиева и [и др.]. -  М. : Центр “Педагогический поиск”, 2000. - 159 с.

[5] Адаптировано по Мартынова В.В. Основы семейной жизни : Подготовка к браку и семейной жизни : 9-й класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина. – Минск : Национальный институт образования, 2020. – 192 c.

свернуть